Роль дидактических принципов в обучении математике

Страница 2

Любая наглядность связана с чувственным отражением действительности. Существует три формы чувственного отражения: ощущения, восприятия, представления. При этом следует обратить внимание, что даже простые ощущения появляются не в рецепторах, а коре головного мозга.

Ощущения несут информацию о тех или иных объективно существующих и меняющихся свойствах предметов. Именно в этом смысле нужно понимать «сходство» ощущений со свойствами вещей. Все ощущения в той или иной мере информируют о внешних или внутренних объектах и их состоянии, но не являются их изобразительным слепком.

Используя любую наглядность в учебном процессе, мы не должны упускать из вида, что «образу» свойственно не совпадение с объектом, а лишь его соответствие объекту. «Образ» - это не зеркальная копия вещи, а нечто, соответствующее ей, согласующееся с ней и не более того. Рассудок анализирует ощущения как определенный объект; ощущения отражаются в рациональном, абстрактном мышлении.

Поэтому наглядность не должна сводиться к какому-то автоматизму, к механическому отражению внешних предметов (иллюстрация предметов и явлений). Она должна включаться в познавательную систему головного мозга, являясь «пищей для ума», и в процессе обработки информации давать в той или иной степени содержательные знания об исследуемом объекте.

Классическая дидактика установила принцип наглядности, исходя из предположения, что успешным оказывается только такое обучение, которое начинается с рассмотрения предметов, процессов, явлений окружающей действительности. Ф. А. Дистерверг при этом отмечал, что люди достигают знаний только путем наглядности.

Принцип наглядности вытекает из сущности процесса восприятия, осмысления и обобщения учащимися изучаемого материала. Он означает, что в обучении необходимо, следуя логике процесса усвоения знаний, на каждом этапе обучения найти его исходное начало в фактах и наблюдениях единичного или в аксиомах, научных понятиях, теориях, после чего определить закономерный переход от восприятия единичного, конкретного предмета к общему, абстрактному или, наоборот, от общего, абстрактного к единичному, конкретному. Таким образом, дидактика исходит из единства чувственного и логического, считает, что наглядность обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, содействует развитию абстрактного мышления, во многих случаях служит его опорой.

Однако характер и степень использования наглядности различны на разных этапах обучения, излишнее увлечение наглядностью в обучении может привести к нежелательным результатам. Конкретная наглядность (например, рассмотрение моделей геометрических тел) должна постепенно уступать место абстрактной наглядности (рассмотрению плоских чертежей).

Роль наглядности в обеспечении познавательного процесса весьма значительна: наглядность является главным каналом, который непосредственно связывает человека с внешним миром; наглядность способствует активизации мышления учащихся в процессе обучения; рациональное в большой степени базируется на анализе материала, который дает нам наблюдение; регулирование предметной деятельностью осуществляется прежде всего с помощью информации, получаемой в процессе наглядного обучения.

По характеру отражения окружающей действительности различают следующие виды наглядности:

натуральная (естественная) наглядность, представляющая собой реальные предметы или процессы (объекты и явления, раздаточный материал и др.);

изобразительная наглядность (фотографии, художественные картины, рисунки, учебные картины и др.) применяется, когда показ натурального предмета затруднен, а созерцание конкретного образа необходимо;

символическая наглядность (чертежи, графики, схемы, таблицы, диаграммы) по существу является своеобразным языком, а потому должна специально изучаться, чтобы стать понятной. Например, при изучении свойств функций (возрастание, убывание, максимум, минимум и др.) целесообразно их аналитическую запись переводить на язык графиков и на этой основе тренировать учащихся "читать" графики функций.

В обучении математике наглядность определяют, как совокупность материальных, материализованных, идеальных действий, совершаемых как обучающим, так и обучаемым в ходе реализации дидактической цели наглядного обучения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Решение квадратных уравнений и неравенств с параметрами
Квадратные уравнения и неравенства - одни из важнейших понятий математики. В большинстве практических и научных задач, где какую - то величину нельзя непосредственно измерить или вычислить по готовой формуле, удается составить соотношение (или несколько соотношений), которым оно удовлетворяет. Так получают уравнение (или систему уравнени ...

Методы нравственного воспитания дошкольников
Нравственное воспитание дошкольников - целенаправленная деятельность воспитателя по формированию у детей нравственных чувств, этических представлений, привития норм и правил поведения, определяющих их отношение к себе, другим людям, вещам, природе, обществу. Нравственное развитие - это процесс положительных качественных изменений в нравс ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru