Инновации в системе школьного образования в Республике Тыва

Структура образования » Повышение качества муниципальных образовательных услуг » Инновации в системе школьного образования в Республике Тыва

Страница 3

Третья причина, лежащая в основе разбалансированности между количеством и результатом нововведений в региональной системе, заключается в том, что часть из них введена недавно. Являясь достаточно сложными по содержанию и организации, они не могут дать моментальный результат. К ним относится введение предпрофильного обучения в режиме опытно-экспериментальной работы регионального уровня в 53 школах области.

В опытно-экспериментальной работе участвовало 3850, или 25%, девятиклассников. В результате разработаны и прошли первичную апробацию 394 программы курсов по выбору, причем авторами части из них стали преподаватели учреждений дополнительного и профессионального начального образования.

Вместе с тем большинство разрабатываемых программ носят предметно-ориентированный характер; межпредметных и непредметных, выходящих за рамки базовых предметов, 41%, а психолого-профориентационной направленности – всего лишь 12%.

Это, в определенной степени, противоречит идее предпрофильной подготовки, которая должна стать местом социальных и профессиональных проб.

Вместе с тем сложившуюся структуру в Республике Тыва можно объяснить рядом причин. Среди них и ограниченные профессионально-ресурсные возможности разработчиков, и тот факт, что в гимназиях, лицеях, школах и классах с углубленным изучением отдельных предметов у учащихся к 9 классу выбор предпочтительной профессиональной области уже сделан. Поэтому для подготовки к обучению в 10–11-х классах по образовательному маршруту углубленного уровня выбираются программы предпрофильной подготовки, ориентированные на расширение и углубление предметов базисного учебного плана.

В данных условиях, когда на федеральном уровне не разработан научно-обоснованный набор программно-методических комплектов для предпрофильного обучения, и с целью реализации принципа "не сделать хуже, не навредить ребенку" сложившуюся ситуацию можно признать приемлемой. Тем более что процент обучающихся, избравших такой подход к предпрофильной подготовке, коррелирует с процентом выпускников, поступающих в вузы в первый год после окончания школы.

Системный подход к управлению инновационными процессами требует от руководителей школ и муниципальных органов управления образованием понимания, что введение предпрофильной подготовки на девятом году школьного обучения само по себе не может выполнить функцию профессиональной ориентации учащихся. Данное нововведение может лишь расставить акценты и быть завершающим аккордом той профориентационной системы, которая должна сопровождать ребенка на всех этапах школьного образования. И если профориентационная система, поставив в центр "Я" ученика, помогает ему понять и найти себя, помогает найти баланс между "хочу", "могу" и "надо" и на этой основе определиться в профессиональных предпочтениях, тогда эта система эффективна и попутно решает многие другие образовательные задачи, такие как обеспечение "всеобуча", сокращение правонарушений учащимися и др.

Следует помнить, что сама по себе предпрофильная подготовка вносит новизну в содержание обучения каждого ученика всего лишь на 5–10%. Для повышения ее влияния на формирование соответствующих компетенций в ученике необходимо установить продуманные взаимосвязи со всеми элементами образования в школе и социумом.

Дальнейшее обновление содержания и технологий обучения на III ступени школы связано с профильным обучением, которое вводится в 2008–2009 учебном году в 56 школах Республики Тыва в режиме опытно-экспериментальной работы регионального уровня.

Программа опытно-экспериментальной работы рассмотрена на региональном экспертном совете и утверждена приказом Комитета. Нужно остановиться на двух ее позициях.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Оснащение школ учебно-наглядными пособиями и оборудованием
Во многих школах сегодня не хватает учебно-наглядных пособий и лабораторного оборудования. В рамках приоритетного национального проекта «Образование» с 2006 года в российские школы началась поставка нового учебного и учебно-наглядного оборудования. За счет средств федерального бюджета закупается оборудование для кабинетов физики, химии, ...

Различные подходы к определению творческих способностей
В современной психологической науке выделяют три основных подхода к определению творческих способностей. 1. Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивы, цен ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru