Внешний социально-педагогический процесс также включает определенные этапы (подэтапы) деятельности. Каждый из них имеет свое функциональное назначение, содержание и последовательность реализационных действий. К его основным этапам относятся следующие (структурный подход):
— 1-й — подготовительный;
— 2-й — непосредственной деятельности (процесс реализации выбранной педагогической технологии);
— 3-й — результативный.
В литературе чаще встречается функциональный подход при выделении этапов, например: диагностико-прогностический, выбора технологии, непосредственной подготовки, реализационный, оценочно-результативный.
Подготовительный этап включает подэтапы, которые определяют его содержание. К ним относятся: выявление особенностей внутреннего социально-педагогического процесса, цели социально-педагогической деятельности и способа ее достижения. По существу, речь идет о подэтапе, который составляют:
Диагностика и выявление индивидуальности объекта.
Социальнопедагогическая деятельность имеет адресный характер. Она ориентирована на конкретную личность. В зависимости от социальных проблем объекта (ребенка, подростка, юноши, зрелого человека и пр.), а также его индивидуальных возможностей, в том числе компенсаторных, или ограничений (физических, физиологических, психологических), своеобразия повседневного социального поведения можно предметно осуществлять прогнозирование деятельности. Диагностика предусматривает выявление:
а) индивидуальных отклонений человека и возникшие в связи с этим социальные проблемы;
б) индивидуальных особенностей, возможностей клиента, его позитивного потенциала, создающих возможности для самореализации;
в) особенностей позиции человека, его отношения к самореализации, возможностей (личностных) в достижении определенной степени, активности в работе над собой, отношения к социальному работнику;
г) условий среды, в которых клиент живет и имеет возможность для самореализации.
При взаимодействии социального работника с человеком, имеющим особые нужды, диагностика часто требует участия нескольких специалистов: медицинских работников, психологов, социальных педагогов. Такой подход позволяет получить более полную диагностику клиента, на основе которой можно:
а) создать социально-педагогическую характеристику клиента;
б) сформулировать его основные социально-педагогические проблемы;
в) выработать рекомендации социальному работнику в работе с ним:
• показания;
• предостережения, главное назначение которых — "не навреди";
• советы для построения наиболее оптимального взаимодействия с клиентом и его окружением.
Исследуемые факторы позволяют выявить индивидуальность человека (индивидуальные особенности, возможности) и перейти к следующему подэтапу.
Социально-педагогическое прогнозирование. С учетом знания человека, закономерностей его развития (закономерностей развития качеств, свойств личности) социальный работник имеет возможность педагогического прогнозирования. По сути, речь идет о знании внутреннего социально-педагогического процесса и умении предсказать динамику его проявления.
Виды ролевых игр
Существуют различные виды ролевых игр: Контролируемая - участники получают необходимые реплики; Умеренно контролируемая - учащиеся получают общее описание сюжета и описание своих ролей; Свободная - учащиеся получают обстоятельства общения; Эпизодическая - разыгрывается отдельный эпизод; Длительная - в течение длительного периода разыгрыв ...
Особенности развития общения у детей дошкольного возраста
Важное место в исследовании дошкольников занимает изучение особенностей их общения со сверстниками. В этом возрасте впервые внимание детей начинает переключаться со взрослого на сверстника, интерес к общению с которым постепенно увеличивается. М.И. Лисина выдвинула четыре критерия
для выявления наличия у ребёнка потребности в общении. Пе ...