Социально-педагогический процесс и пути его совершенствования

Структура образования » Теоретические основы социальной педагогики » Социально-педагогический процесс и пути его совершенствования

Страница 1

Профессиональная деятельность социального работника представляет собой систему последовательных этапов — определенный процесс.

Здесь необходимо рассмотреть следующие проблемы:

1) понятие, сущность и содержание социально-педагогического процесса;

2) общая характеристика основных компонентов социально-педагогического процесса.

Понятие "процесс" происходит от лат. processus — прохождение, продвижение. В научной литературе под ним понимается последовательная смена состояний, тесная связь закономерно следующих друг за другом стадий развития, представляющих непрерывное единое движение.

В современной педагогической литературе имеет место понятие "педагогический процесс". Однако единого подхода к пониманию его сущности нет. Наиболее типичными являются: [12]

а) специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, для решения развивающих и образовательных задач (В.А. Сластенин);

б) совокупность последовательных действий учителя и ученика (воспитателя и воспитанника) с целью образования, развития и формирования личности последнего (Т.А. Стефановская).

Выражение "педагогический процесс" введено П.Ф. Каптеревым (1849—1922). Им же раскрыты его сущность и содержание в труде "Педагогический процесс" (1904). Под педагогическим процессом он понимал "всестороннее усовершенствование личности на почве ее органического саморазвития и в мере ее сил сообразно социальному идеалу" и выделял внутренний и внешний социально-педагогический процесс. Внутренний педагогический процесс, по мнению Каптерева, представляет собой "процесс саморазвития человека, определяемый свойствами организма и среды. Процесс будет совершаться с необходимостью: организм по присущим ему законам будет оживлять и перерабатывать впечатления, под их влиянием — действовать. Весь процесс будет носить самобытный творческий характер, совершаться по органической необходимости, а не по указаниям со стороны".

Внутренний педагогический процесс может отражать:

а) общую картину развития человека. В этом случае он (процесс) служит как бы образцом того, как должно происходить социально-педагогическое развитие человека;

б) своеобразие развития человека, относящегося к типичной группе, например, становление и воспитание человека с проблемами слуха, зрения, отклонениями в психическом развитии и пр.;

в) развитие, обучение и воспитание конкретного человека, его свойств, качеств с учетом его индивидуальности.

Внешний педагогический (образовательный) процесс, по мнению Каптерева, представляет собой передачу "старшим поколением младшему того, чем владеет старшее поколение, что оно приобрело само, испытало, пережило и что получило готовым от своих предков, от более ранних поколений. А так как все наиболее ценные приобретения человечества, прежде жившего и ныне живущего, объединены в одном слове "культура", то образовательный процесс с внешней стороны может быть понят как передатчик культуры от старшего поколения к младшему, от прежде жившего человечества к ныне живущему". Такой подход к пониманию внешнего педагогического процесса в широком плане отражает общую тенденцию развития любого общества.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Зарождение музыкального образования на Дону
К началу ХХ в. в Российской Империи сформировалась многоуровневая система учебных заведений различных видов собственности, в которой за женскими учебными заведениями признавалось право на существование, но по сравнению с мужскими им отводилась второстепенная роль. Процесс реформирования сферы женского образования осуществлялся медленными ...

Педагогический стиль родителей
У любого человека к определенному возрасту складываются стереотипы поведения. Нельзя сказать, что стереотипы - вещь совершенно бесполезная или вредная. Они помогают нам оставаться самими собой. А с другой стороны, иногда мешают проявить гибкость в меняющихся обстоятельствах. Один из таких стереотипов - стиль воспитания, который вольно ил ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru