Второй этап нашего эксперимента был посвящен внедрению в процесс обучения системы методов стимулирования повышения мотивации на уроке.
Задачей данного этапа нашей работы было повышение уровня мотивации учения школьников методами стимулирования повышения мотивации.
Для решения данной задачи нами внедрялись в процесс обучения методы стимулирования повышения мотивации на уроке. В 6А классе применялись эмоциональные методы стимулирования повышения мотивации на уроке, такие как поощрение и порицание; учебно-познавательная игра; создание ярких наглядно-образных представлений; создание ситуаций успеха; стимулирующие оценивание; свободный выбор задания.
Теперь подробнее остановимся на каждом из применяемых нами методов:
1. Методы поощрения и порицания – к данным методам мы прибегали в тех случаях, когда нужно было усилить положительные побуждения или, наоборот, затормозить отрицательные.
Нами применялись различные виды поощрений:
– одобрение;
– похвала;
– подбадривание;
– доверие;
– выставление повышенной оценки;
– награждение.
Поощрение применялось нами для создания положительного отношения учащихся к обучению. Мы хвалили учащихся за правильно выполненные задания, за инициативу; подбадривали учеников когда у них что-то не получалось или когда возникали затруднения; оказывали доверие тем кто активно проявлял себя на уроке позволяя им приготовить сообщения или доклады к следующему уроку а также награждали учащихся за достижения. В качестве наград нами использовались наклейки с персонажами мультфильмов.
Порицание нами использовалось в крайних случаях, что бы не сформировать негативного отношения учеников к учителю и к учению в общем. Мы использовали такие виды порицания как замечание (указание на недостатки); осуждение; выговор (строгое замечание).
Мы учитывали, что эффективность поощрений и порицаний детей может быть достигнута при определённых условиях. Учитель должен быть твёрдым и последовательным в своих требованиях, главное их предъявлять разумно и считаться с интересами школьников. Ученики очень позитивно реагировали на похвалу и одобрение, это вызывало у них стремление к новой деятельности, повышалась активность учащихся на уроке. На порицание большинство учеников реагировали адекватно, старались исправить ошибки и устранить все недочеты. С помощью порицания также контролировалась дисциплина на уроке. В классе были ученики, которые негативно реагировали на замечания, отказывались выполнять задания и требования учителя.
2. Второй метод стимулирования повышения мотивации на уроке, который мы использовали в 6А классе – это учебно-познавательная игра. Эти игры вносили в учебный процесс элементы занимательности, помогали снять усталость и напряжение на уроке. В процессе игры на уроках учащиеся незаметно для себя выполняли различные упражнения, где им приходилось сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в красноречии, решать задачи. Игры ставили учеников в условия поиска, пробуждали интерес к победе, а отсюда появлялось стремление быть быстрыми, собранными, ловкими, находчивыми, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила. Ученики охотно включались в игру, она вызывала у них живой интерес. Особенно яркие эмоции у учащихся вызывали коллективные игры. В своем эксперименте мы использовали игры «Лесенка», «Поле чудес» или «Угадай слово», «Лабиринт», «Молчанка» и другие. (Приложение Б).
Права, обязанности и экипировка команд-участниц
Каждая команда состоит из: 1. Тренера и, по желанию команды, помощника тренера. В его обязанности входит: - не менее чем за 20 минут до начала игры по расписанию каждый тренер должен подать секретарю список с фамилиями и номерами членов команды, которые будут участвовать в игре, а также фамилии капитана команды, тренера и помощника трене ...
Личностно-ориентированные технологии
обучения
Личностно-ориентированное образование (personality-centered education) - образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. Оно базируется на признании за каждым учеником права выбора собственного пути развития через соз ...