Теоретико-экспериментальные исследования закономерностей формирования орфографических умений и навыков, основанные на фонемном принципе, были впервые проведены в реальных условиях школьного обучения харьковскими и московскими психологами и учителями.
Так, П.С. Жедек и В.В. Репкин писали, что «если орфографию слова рассматривать как средство отображения его фонемной, а не морфологической структуры, то осознать основания орфографического действия можно еще до изучения грамматики… При этих условиях орфографическое письмо с самого начала может быть сформировано как действие полностью осознанное и обобщенное во всех его звеньях»[46, c. 23].
На сегодняшний день в психологии существует представление, что к грамотному письму ведет знание правил и формирование на их основе умственных приемов с последующей тренировкой путем выполнения соответствующих типов упражнений. Одним из основных принципов, которым подчиняется системы упражнений, является принцип следования от легкого к трудному. При конкретной реализации он воплотился в три основных типа упражнений, а именно: упражнения с готовым печатным текстом, различного рода диктанты, творческие работы. Считается, что такое «нарастание» степени трудности приводит к постепенному «прилаживанию», «врастанию» правилосообразных действий, выработанных в условиях с готовым заданным языковым материалом, к творческому письму.
Таким образом, реализация задач развивающего обучения языку в начальной школе предполагает построение курса, содержание которого составляет система лингвистических понятий (и опирающихся на них умений), отражающая основные особенности лексики, фонетики, морфологического и синтаксического строя современного русского литературного языка, а также некоторые важнейшие свойства речи. Для того чтобы дать наиболее полное представление о содержании и объеме этой системы понятий, целесообразно рассмотреть ее не в том порядке, в котором она зафиксирована в программе и проводится обучение (этот порядок определяется логикой формирования учебной деятельности), а в ее конечной форме, сгруппировав вводимые понятия по соответствующим разделам науки о языке.
Курс русского языка в развивающем обучении отличается от традиционного курса русского языка в начальной школе прежде всего тем, что в его основу положена системы лингвистических понятий. В этом отношении он сближается с систематическим курсом языка в средней школе. В то же время от последнего он отличается четко выраженной практической направленностью: задаваемая для усвоения система понятий вскрывает объективные основания тех действий (прежде всего – орфографического действия), овладеть которыми предстоит ребенку на начальных этапах обучения языку. Было бы, однако, ошибочным считать, что основным содержанием данного курса является теория письма. Действительно, он рассчитан на усвоение основных положений этой теории, но они должны выступить для ребенка как результат анализа и обобщений тех связей, отношений, которыми обусловлена орфографическая форма слова, т.е. отношений между системой его знаний и звуковой (фонемной структурой). Тем самым обучение грамоте приобретает смысл введения в теорию родного языка.
Такое содержание курса продиктовано основной задачей развивающего обучения – обеспечить условия для формирования учебной деятельности школьников. Она же определяет и логику развертывания этого содержания, т.е. программу начального этапа развивающего обучения русскому языку.
Особенности овладения правильным звукопроизношением в старшем дошкольном
возрасте
Особенности овладения детьми произношением звуков родного языка свидетельствует о том, что дошкольный возраст - это время энергичного развития речи, и в частности её звуковой стороны. Характерной особенностью усвоения звуков в начальный период является неустойчивость артикуляции при их произношении. Как показали исследования А. Н. Гвозде ...
Музыкальное образование в психолого-педагогической литературе
На современном этапе развития нашего общества особенно актуальна задача формирования духовной культуры подрастающего поколения. Достаточно важный ее аспект - музыкальная культура. В этой связи возникает необходимость рассмотрения самого понятия "культура". Данной проблеме посвящены труды философов — Г.Н. Волкова, О.А. Кривцуна, ...