Элементарная эвристическая деятельность при решении задач

Страница 1

В общем процессе решения задачи элементарная эвристическая деятельность представляет собой изначальный этап, который направлен на осознание задачи, осуществления поиска недостающей для решения информации и выявление ее внешних и внутренних связей. Тем самым она направлена на уяснение, систематизацию и выяснение той информации, которая в задаче содержится в явном виде. Элементарность этой деятельности относится к пониманию необходимости ее существования, но не к ее значимости, которую трудно переоценить. Практически невозможно решить задачу, не осуществив элементарную эвристическую деятельность.

В процессе решения задачи необходимо многократно переформулировать задачу, формулировать вспомогательные и т.д., но исходная информация задачи всегда должна оставаться тем ориентиром, который должен указывать направление мышлению. Вся последующая работа по решению задачи основывается на элементарной эвристической деятельности, зависит от качества ее проведения и направляется ею.

Задача в упрощенном понимании — это вопрос, для ответа на который необходимо собрать недостающую информацию. Пытаться отвечать на вопрос, который не понят, формировать информацию для достижения цели, которая не осознанна, — это те основные обстоятельств, которые мешают успешному эвристическому поиску. Однако если обучаемый не достиг полного понимания задачи и интереса к ней, то это не всегда его вина. Задача должна быть умело выбрана, она должна быть не слишком трудной и не слишком легкой, быть естественной и интересной, причем некоторое время необходимо уделять для ее естественной и интересной интерпретации.

На первом этапе элементарной эвристической деятельности ставиться цель достижение осознанного понимания словесной формулировки задачи. Здесь уместны вопросы такого типа:

Какова форма задачи?

Какие объекты включает структура задачи? Какую информацию несет каждый структурный объект?

Каковы структурные связи?

В чем заключается содержание задачи?

Что неизвестно?

Для чего могут пригодиться данные задачи?

Что можно из них вывести? и т.д.

Для проверки понимания задачи недостаточно, чтобы обучаемый мог полностью или фрагментарно повторить ее. Учитель должен различными вопросами проблемного характера заставить взглянуть на один и тот же факт или объект задачи с различных сторон, чтобы оценить «контактность» объекта задачи с другими данными или внешней информацией. На этом этапе необходимо полное понимание сущности поставленной задачи.

На втором этапе необходимо полностью установить и выявить информационные связи различных объектов задачи и развить выявленную на первом этапе связь с внешней информацией, рассмотреть точки соприкосновения с ранее приобретенным опытом. Таким образом, обучаемый должен внимательно, многократно и с разных сторон рассмотреть все компоненты задачи, их внешние и внутренние связи и осуществить составление плана решения задачи. На третьем этапе осуществляется план решения, на четвертом — изучение полученного результата.

Многие учебные задачи позволяют подойти к решению на основе элементарной эвристической деятельности. Такие задачи имеют небольшой информационный разрыв между известными и неизвестными, который ликвидируется с ее помощью. Методику решения задач по математике такого уровня разработал Д. Пойа, представив ее в своей книге (12) в виде итоговой таблицы, которая регулирует проведение элементарной эвристической деятельности.

Страницы: 1 2


Содержание формирующей деятельности по совершенствованию каллиграфического письма первоклассников на уроках обучения грамоте
Практическая деятельность по преобразованию каллиграфического письма учащихся первого класса с целью совершенствования общеучебных навыков, которые необходимы им на уроках русского языка и при изучении других школьных предметов, осуществлялась в периоды прохождения преддипломной практики в сроки с 12 января 2011 года по 8 февраля 2011 го ...

Исследование деятельности муниципального общеобразовательного учреждения Самагалтайской средней общеобразовательной школы №2
Строительство новой школы в селе Самагалтай было начато в 1978 году и закончено в 1982 году. Впервые двери были открыты для учащихся в середине ноября (в начале 2-й четверти) 1982 года. Первым директором новой школы работала Лопсан Ая Кара-ооловна. В новую школу перешли средние и старшие классы. А учащихся начальных классов остались обуч ...

Разделы

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru