В общем процессе решения задачи элементарная эвристическая деятельность представляет собой изначальный этап, который направлен на осознание задачи, осуществления поиска недостающей для решения информации и выявление ее внешних и внутренних связей. Тем самым она направлена на уяснение, систематизацию и выяснение той информации, которая в задаче содержится в явном виде. Элементарность этой деятельности относится к пониманию необходимости ее существования, но не к ее значимости, которую трудно переоценить. Практически невозможно решить задачу, не осуществив элементарную эвристическую деятельность.
В процессе решения задачи необходимо многократно переформулировать задачу, формулировать вспомогательные и т.д., но исходная информация задачи всегда должна оставаться тем ориентиром, который должен указывать направление мышлению. Вся последующая работа по решению задачи основывается на элементарной эвристической деятельности, зависит от качества ее проведения и направляется ею.
Задача в упрощенном понимании — это вопрос, для ответа на который необходимо собрать недостающую информацию. Пытаться отвечать на вопрос, который не понят, формировать информацию для достижения цели, которая не осознанна, — это те основные обстоятельств, которые мешают успешному эвристическому поиску. Однако если обучаемый не достиг полного понимания задачи и интереса к ней, то это не всегда его вина. Задача должна быть умело выбрана, она должна быть не слишком трудной и не слишком легкой, быть естественной и интересной, причем некоторое время необходимо уделять для ее естественной и интересной интерпретации.
На первом этапе элементарной эвристической деятельности ставиться цель достижение осознанного понимания словесной формулировки задачи. Здесь уместны вопросы такого типа:
Какова форма задачи?
Какие объекты включает структура задачи? Какую информацию несет каждый структурный объект?
Каковы структурные связи?
В чем заключается содержание задачи?
Что неизвестно?
Для чего могут пригодиться данные задачи?
Что можно из них вывести? и т.д.
Для проверки понимания задачи недостаточно, чтобы обучаемый мог полностью или фрагментарно повторить ее. Учитель должен различными вопросами проблемного характера заставить взглянуть на один и тот же факт или объект задачи с различных сторон, чтобы оценить «контактность» объекта задачи с другими данными или внешней информацией. На этом этапе необходимо полное понимание сущности поставленной задачи.
На втором этапе необходимо полностью установить и выявить информационные связи различных объектов задачи и развить выявленную на первом этапе связь с внешней информацией, рассмотреть точки соприкосновения с ранее приобретенным опытом. Таким образом, обучаемый должен внимательно, многократно и с разных сторон рассмотреть все компоненты задачи, их внешние и внутренние связи и осуществить составление плана решения задачи. На третьем этапе осуществляется план решения, на четвертом — изучение полученного результата.
Многие учебные задачи позволяют подойти к решению на основе элементарной эвристической деятельности. Такие задачи имеют небольшой информационный разрыв между известными и неизвестными, который ликвидируется с ее помощью. Методику решения задач по математике такого уровня разработал Д. Пойа, представив ее в своей книге (12) в виде итоговой таблицы, которая регулирует проведение элементарной эвристической деятельности.
Природа творческих способностей
Понять природу творческих способностей без понимания сущности творчества, разумеется, невозможно, хотя именно по этому вопросу существует множество разноречивых суждений, мнений, теорий и т.д. Проще было бы постулировать некоторые положения и дать определения основным понятиям, чем рассматривать воззрения разных авторов на творчество. Од ...
Методическая разработка
по теме «Квадратичная функция и ее приложения»
Квадратичная функция в школьном курсе изучается с 7-го (в некоторых учебниках с 8-го) класса. Приложениям квадратичной функции уделяется особое внимание. Очень важно, чтобы ученики при получении знаний, впоследствии могли применять их на практике. В данной главе рассматриваются приложения квадратичной функции по 4 разделам: 1. Построение ...