Проблемы развития дистанционного образования в России и пути их решения

Страница 2

Изучение ряда работ в области открытого и дистанционного образования позволяет, на наш взгляд, сделать следующие выводы.

Дистанционное образование можно определить как форму (принцип организации) получения образования в «институте открытого образования», а не как способ существования содержания полученного образования, и не как внешнее выражение содержания, которое при всех формах должно быть одно и соответствовать государственному стандарту.

Дистанционное образование — новая развивающаяся перспективная форма образования, в основном бесконтактная, в основе которой лежат принципы открытого образования, и базирующаяся на дистанционном обучении, целью которого является развитие личности, ее совершенствование, воспитание и адаптация в открытое постиндустриальное общество.

Дистанционное обучение — форма обучения, реализуемая как бесконтактная форма освоения образовательных программ, представляет собой систему педагогических, информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), характерных для дистанционного образования, обеспечивающих оптимальное (эффективное) управление процессом интерактивного взаимодействия преподавателя и студентов между собой и со средствами обучения, независимого к их расположению в пространстве и времени.

Из данного определения следует, что дистанционное образование отличается от традиционного не только формой взаимодействия преподавателя и обучающегося, но и дидактикой, организацией учебного процесса (формами организации обучения и самого обучения), а также и возможностями участников, т.е. содержанием.

Видовым отличием дистанционного образования является то, что эта «форма образования на расстоянии и без отрыва от основной деятельности учащегося [3]. Не менее важное отличие в содержании этой новой развивающейся формы заменяется в новой дидактике, формирующейся на дистанционных образовательных технологиях. Наиболее распространенной организационной формой системы открытого дистанционного образования вуза является трехуровневая структура:

— базовое образовательное учреждение, в котором создан центр дистанционного обучения;

— филиалы базового вуза (структурные подразделения, имеющие преподавательские кадры) или образовательные учреждения, состоящие в партнерских отношениях с базовым вузом;

— представительства (обособленные подразделения института, не имеющие собственных преподавателей и занимающиеся организационными вопросами).

Дистанционное образование это вид родового понятия открытого образования, а не образования как понятия индустриального общества XX века. Как философская категория «образование», безусловно, едино и объединяет все формы образования. Кроме того, наблюдается явление активного влияния новой формы на содержание традиционного образования: трансформацию в дистанционное, а по мере его развития — в открытое и, наконец, в образование с новым содержанием [60].

Характерной особенностью дистанционного обучения является возможность реализовывать образовательные программы вне зависимости от

места нахождения учащегося. Однако действующие нормы образовательного законодательства не предполагают возможности действия образовательного учреждения вне места своего нахождения, за исключением филиалов (представительства не могут осуществлять полноценное обучение).

В практику организации учебного процесса прочно входят новые структурные единицы системы дистанционного образования: межрегиональные кафедры и виртуальные университеты. Учитывая особенности организации учебного процесса дистанционного образования, необходимо совершенствовать его организационные формы и развивать сеть образовательных учреждений, в том числе представительств и виртуальных университетов, осуществляющих подготовку специалистов как с использованием дистанционных технологий, так и полностью обучающих по дистанционной форме обучения. Эта сеть должна стать неотъемлемым элементом системы образования в Российской Федерации.

Страницы: 1 2 3 4


Готовность школьников к самообразовательной деятельности
Психолого - педагогические характеристики готовности школьников к самообразованию. Готовность к самообразованию - овладение личностью всеми компонентами самообразовательной деятельности. Анализ самообразования школьников, его движущих сил дает возможность выделить в нем те компоненты, которые присущи любой деятельности, как-то: мотивацио ...

Теоретические основы организации режимного процесса - утреннего приема детей
Прием детей – начало рабочего дня воспитателя. Как насыщен этот промежуток времени самыми разнообразными делами ! педагог осуществляется одновременно сложные разноплановые задачи : принимает детей , организует игры , руководит работой дежурных , встречается с родителями своих воспитанников . Казалось бы , прием обычен и постоянен : дети ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru