Проблемы развития дистанционного образования в России и пути их решения

Страница 1

Современный уровень развития информационных и коммуникационных технологий создает реальные предпосылки для формирования глобальной системы дистанционного образования, открытой информационной среды без границ с возможностью свободного, выходящего за пределы государственных границ и национальных контекстов распространения знаний и информации. Активно развивающиеся в этой связи новые технологии обучения, в том числе дистанционного обучения, в совокупности с другими факторами привели к возникновению и широкому распространению новой формы получения образования — дистанционного образования.

Учитывая, что определения и уточнения смысла , смысл, содержания терминов «открытое образование», «дистанционное образование», «дистанционное обучение», «дистанционные образовательные технологии», «e-learning » влечет за собой доработку нормативных актов, регулирующих отношения в системе открытого и дистанционного образования, следует уделить особое внимание, раскрытию этих понятий

Анализ ряда источников показал, что в настоящее время превалируют следующие позиции по этому направлению :

- дистанционное образование — это давно известная самостоятельная форма образования, существующая в виде заочного обучения.

Как форма образования она легализована в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании» (в ред. ФЗ от 10.11.2009 N 260-ФЗ), но нуждается в регламентации как понятие на уровне подзаконного акта. Более того, сегодня дистанционная форма образования наполнилась новым содержанием и нуждается в соответствующем нормативно-правовом обеспечении.

Для легализации других (помимо заочного) моделей дистанционного образования (к примеру, трансляционной), как разновидности установленных законом форм получения образования, необходимо разработать их полноценное нормативно-методическое обеспечение, включая требования к лицензированию и аттестации;

- дистанционное образование (обучение) — самостоятельная новая форма обучения, а не педагогические и (или) информационные технологии. Для придания этой системе обучения легального статуса необходимо дополнить, внести изменения в закон РФ «Об образовании».

Реализация концепции единой системы дистанционного образования, как новой перспективной формы обучения осуществляется и в БГПУ им. Акмуллы , где в 2010 г. открыт электронный доступ к комплексу соответствующих программных продуктов (электронный класс , личные странички , программы , книги , тесты и т. д. )

Вместе с тем существует и проблемы в этой сфере. Так статьей 10 Закона РФ «Об образовании» «Формы получения образования» определено, что эти образовательные программы с учетом потребностей и возможностей личности осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении — в очной, очно-заочной (вечерней), заочной; вне его - в форме семейного образования, самообразования и экстерната . Законом допускается и сочетание этих форм[44, с. 178].

Такая конструкция нормы закона ввела в заблуждение ученых, занимающихся проблемами дистанционного образования, сделавших вывод о классификации образования по формам образования, перечисленным выше. Закон же установил принцип, способ получения образования, который реализуется через обучение.

На наш взгляд, в Законе речь идет именно об обучении как способе освоения образовательной программы. Этот дуализм понятия также должен быть устранен уточнением соответствующей статьи Закона «Об образовании»

Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт. И хотя концепции системы обучения по традиционной и дистанционной формам получения образования могут сильно и принципиально отличаться (целями и задачами, организацией учебного процесса, содержанием и структуризацией образовательной программы, педагогическими, информационными технологиями и необходимыми для их реализации научно-педагогическими и материально-техническими ресурсами), все-таки существенную роль в них играет психолого-педагогический аспект.

Страницы: 1 2 3 4


Педагогическая и андрагогическая модели обучения
Когда мы говорим о модели обучения, мы имеем в виду систематизированный комплекс основных закономерностей деятельностей обучающегося и обучающего. При этом, конечно же, необходимо учитывать и другие компоненты процесса обучения: содержание, источники, средства, формы и методы. Но основное - это именно деятельность. В самом общем виде мож ...

Деятельность учреждений культуры Омской области по работе с детьми и подростками
Сеть учреждений культуры для детей выполняет функции внешкольного образования. Это особый тип образования и воспитания ребенка, максимально позволяющий раскрыть его личностный творческий потенциал. Ведь сегодня образованность человека определяется не столько предметными знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности. Совреме ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru