Проблемы развития дистанционного образования в России и пути их решения

Страница 3

В настоящее время четко не сформулирована основная стратегическая идея государственной политики в области образования и поэтому неясно, в каком направлении развиваться дистанционному образованию, какая отводится ему роль в общей системе российского образования.

В настоящее время к нормативно-правовой базе дистанционного образования и дистанционного обучения относятся более 400 нормативных правовых актов: международных (конвенций, деклараций, соглашений) и отечественных (Конституция РФ, Законы, Указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства, приказы, распоряжения, инструктивные письма, рекомендации, программы отраслевых министерств и ведомств) [61].

Анализ показал, что, несмотря на обилие нормативных актов, действующая правовая база системы дистанционного образования не систематизирована и не отвечает требованиям, необходимым для эффективного его.

Действующее российское законодательство не в полной мере способствует расширению использования информационных технологий в области образования и науки, не определяет полномочный правовой статус субъектов образовательной деятельности, создающих или использующих информационные образовательные технологии.

В настоящее время пока не разработана эффективная система психолого-педагогического, учебно-методического и организационного обеспечения, отсутствует контроль качества обучения, учебно-методического обеспечения подготовки кадров в системе открытого дистанционного образования, слабо изучены вопросы применения здоровьесберегающих технологий.

Недостаточная поддержка дистанционного образования государством в условиях глобализации образовательного рынка ослабляет позиции всего российского образования. Отсутствие государственного интереса к этой тематике не позволяет разработать и внедрить единый стандарт качества дистанционных образовательных продуктов и технологий.

Существующие лицензионные условия, аккредитационные требования, разработанные для традиционных форм получения образования, и процедуры оценки качества подготовки выпускников в отношении образовательных учреждений (организаций), использующихся при дистанционных технологиях обучения, без учета специфики дистанционного образования требуют изменений.

Необходимо осознать, что внедрение в повседневную деятельность вузов дистанционных образовательных технологий породит новые социально- экономические и информационно-технологические условия, проблемы, связанные с нормативно-правовым и методическим обеспечением дистанционного образования, что неизбежно приведет к трансформации учебных заведений, потребует оперативного решения вопросов управления этой системой.

В первую очередь, необходимо правовое регулирование изменение порядка организации труда преподавателей и работников вуза в системе дистанционного образования (формирование штатного расписания, нормирование и оплата труда сотрудников, участвующих в реализации образовательной программы в рамках дистанционного образования), а также дальнейшее развитие информационных коммуникаций в вузе. Международный опыт показывает, что для решения этой проблемы необходима серьезная финансовая помощь извне, в том числе частно-государственное партнерство. Российские вузы, в этом числе и БГПУ, развивающие дистанционные образовательные технологии, пока в значительной степени сами пытаются решать вопросы финансирования развития и поддержки информационных коммуникаций с помощью своих ограниченных ресурсов. К примеру за работу над проектом дистанционного образования назначаются премии , но такими локальными действиями невозможно обеспечить широкомасштабную работу и соответствующую оплату за труд . Исторически вузы, осуществляющие дистанционный образовательный процесс, действовали автономно и к настоящему времени создали достаточно эффективные системы дистанционного образования, значительно отличающиеся по используемым моделям, технологиям, формам организации и использования образовательных материалов. Это значительно затрудняет (а часто и делает невозможным) эффективный информационный обмен между ними. К тому же одной из наиболее острых проблем в развитии системы дистанционного образования является проблема авторского права, переподготовки и повышения квалификации преподавательских кадров, как разработчиков новых электронных, в том числе сетевых учебно-методических материалов, так и преподавателей, использующих их в учебном процессе. Так в БГПУ им. Акмуллы защита авторских прав осуществляется путем ограничения круга лиц к ресурсам, но это не решает проблему незаконного копирования . Мы предлагаем кроме создания локальной нормативно – правовой базы (что и делается в данное время) , разработать средство электронных водяных знаков , делающий невозможность копирования .

Страницы: 1 2 3 4


Описание компетенции ПКНО-1
Федеральный образовательный стандарт предусматривает, что выпускник должен обладать профессиональными компетенциями в образовательной деятельности на начальной ступени общего образования (ПКНО). Под компетенцией ПКНО-1 «способен организовать на уроках совместную и самостоятельную учебную деятельность, деятельность младших школьников, нап ...

Состояние речевого дыхания у детей дошкольного возраста с заиканием в сравнении с детьми с нормальным речевым развитием
Изучение речевого дыхания у детей дошкольного возраста по существу определяет выбор средств и приемов дальнейшей логопедической работы, позволяет оценить ее результативность и дать рекомендации после ее окончания. С целью практического обоснования выводов, полученных в ходе теоретического изучения особенностей речевого дыхания у детей до ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru