Диагностика особенностей развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста

Структура образования » Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в ролевой игре » Диагностика особенностей развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста

Страница 6

Результаты и второй методики показали, что уровень развития диалогической речи у дошкольников и экспериментальной, и контрольной группы невысок. Только 4 ребенка (20%) и ЭГ и КГ легко вступают в контакт с экспериментатором, используют в речи лексически богатые обороты, умеют отвечать на вопросы полностью и обоснованно. Характеризуя игрушек и рассказывая об их разнообразии, дети с высоким уровнем способностей вести диалог рассказывали обо всех их любимых игрушках, называли их имена. Тон общения у таких детей доброжелательный, спокойный. Они достаточной степени умеют участвовать в общем разговоре по поводу наглядного материала и не отвлекаться от содержания.

У 35% детей ЭГ и 40% детей КГ выявлен средний уровень в выполнении заданий комплексной методики. Многие дети невнимательно относятся к речи собеседника, могут задавать вопросы не по теме, из-за невнимательности переспрашивать вопрос, заниматься чем-либо в момент диалога.

У 45% детей ЭГ и 40% детей КГ выявлен низкий уровень: дети плохо вступают в беседу с экспериментатором, часто перебивают собеседника, не дают досказать фразу до конца, высказать своё мнения. Среди таких детей встречались и такие, которые при разговоре сильно размахивают руками, не умеют сдерживать эмоции. Во время диалога они перебивают воспитателя и своих товарищей, отвечают невпопад, не по содержанию.

Таким образом, результаты констатирующего среза показали что уровень навыков составления диалогов у большинства детей в обеих группах исследования низок и требует развития. При проведении первой методики, особенностями развития диалога у старших дошкольников мы выделили такие, что в процессе беседы они отвечают на вопросы, уровень их диалогических умений недостаточно высок: ответные и инициативные реплики детей были немногословны, малочисленны. Дети в большинстве случаев без новых вопросов воспитателя не беседовали с ним, а молчали, в основном у них развиты ответные реплики.

При проведении комплексной методики на выявление навыков диалогического общения нами выявлено, что большинство детей вежливы общаются с воспитателем, легко вступаю с ним в беседу, рассказывают о своих игрушках. Но в группах исследования есть и такие дети, у которых недостаточно сформированы умения вежливо поприветствовать воспитательницу, предложить стул, используя принятые словесные выражения. На побуждения воспитателей дети реагировали более терпимо, однако нежелательные для себя побуждения нередко игнорировали, оставляя их без словесного ответа и без соответствующего действия.

Таким образом, по итогам констатирующего эксперимента можно отметить, что старшие дошкольники недостаточно овладели диалогической формой общения, в качестве основных методов используются разговоры и беседы воспитателя с детьми. Старшие дошкольники воспринимают беседу экспериментатора (воспитателя в нашем случае), его вопросы, отвечают на них, но ответы их не аргументированы, не инициативны, то есть для старших дошкольников характерны только самые простые виды диалога. Дети затрудняются длительно поддерживать диалог, недостаточно инициативны; при общении с такими же, как они, сверстниками возвращаются к форме «коллективного монолога».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Изучение адаптации одаренных детей
Одаренные дети опережают других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений: они больше улавливают и понимают. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в тех же условиях. Они могут следить одновременно за несколькими событиями. Из поля их восприятия не выпадают интонации, жесты, позы и модели поведения окружающих. ...

Понятие «творчество» в педагогике
Вопрос о том, являются ли творческие способности врожденными или приобретаемыми в процессе жизнедеятельности, является до сих пор спорным. Но одно, несомненно, лишь грамотные действия учителя, способного разглядеть в ребенке талант и создать благоприятные условия для его развития, могут помочь развиться этим способностям. Тогда возникает ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru