Минимальная мозговая дисфункция как причина снижения успеваемости

Структура образования » Минимальная мозговая дисфункция как причина снижения успеваемости

В последнее время резко возросло число детей, сталкивающихся с трудностями в обучении.

Школьная неуспеваемость обусловлена целым рядом внутренних и внешних факторов, в частности, недостаточной сформированностью отдельных систем психики. Формирование психики ребенка непосредственно связано с темпами роста и созревания его головного мозга. Наличие каких-либо отклонений в этом процессе, его частичное нарушение приводит к различным нарушениям в психическом развитии. Однако нарушения, задержки, отклонения в психическом развитии, хотя и возникают вследствие анатомо-физиологических дефектов, не являются фатальными.

Л.С. Выготский своими работами показал продуктивность четкого разделения понятий первичного анатомо-физиологического дефекта и вторичных дефектов психического развития. Он подчеркивал раздельность линий биологического развития индивида и формирования его психики: более высокий уровень психической регуляции надстраивается над уровнем физиологической регуляции, формируясь на его базе, но не являясь его непосредственным продолжением.

Различны и механизмы формирования этих уровней. Становление физиологической базы представляет из себя, в основном, развертывание генетической программы. Психическое развитие происходит в большей степени под влиянием внешних факторов: системы обучения и воспитания, особенностей общения и индивидуальной активности ребенка. Исторически сложившаяся система взаимодействия с ребенком – обучение, воспитание, организация его жизнедеятельности – эмперически подогнана, скоординирована с его биологическим ростом и созреванием, в результате чего создается впечатление единства процесса развития нервной системы и психики ребенка. Еще более очевидным доказательством этого единства выступает тот факт, что органические и функциональные дефекты нервной системы, особенно головного мозга, обычно влекут за собой разнообразные отклонения в психическом развитии ребенка.

Большинство неуспевающих школьников имеют неврологические симптомы, свидетельствующие о неблагополучии в нервной системе. К таким симптомам могут быть отнесены расторможенность, частые головные боли, цереброастенические прояления, недоразвитии произвольной целенаправленной деятельности, нарушения памяти внимания и мышления.

Эти проявления не свидетельствует о наличии отклонений от нормы в психическом развитии ребенка. Они проявляются вследствие разбалансировки психических процессов при увеличении нагрузок на нервную систему.

У педагогов такое явление получило название «синдром дошкольно-школьной дезадаптации». Неврологи называют этот комплекс расстройств термином «минимальные мозговые дисфункции».

В результате указанных факторов (гетерохронности развития и минимальных мозговых дисфункций) большинство детей, поступающих в школу, не обладают необходимой степенью зрелости отдельных психических процессов и испытывают затруднения в овладении обычными образовательными программами.

Педагогические методы коррекции гиперактивности опирались на старое представление об изъянах воспитания как источнике данной проблемы, тогда как ее психопатологическая природа требовала иного подхода. Опыт свидетельствовал, что школьную неуспеваемость гиперактивных детей несправедливо относить на счет их умственной неполноценности, а их недисциплинированность невозможно скорректировать сугубо дисциплинарными методами. Источники гиперактивности следовало искать в нарушениях нервной системы и в соответствии с этим планировать коррекционные мероприятия.


Проблемы усвоения мужской половой роли
В этом смысле мальчик находится в значительно менее благоприятной ситуации, чем девочка. Так, мать традиционно проводит с маленьким ребенком гораздо больше времени. Отца же ребенок видит намного реже, не в таких значимых ситуациях, поэтому обычно в глазах младенца он является менее привлекательным объектом. В связи с этим как для девочки ...

Принципы, правила и приемы формирования толерантных качеств детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
Деятельность педагога должна проходить только в зоне взаимного доверия, она должна стать путем к пониманию, взаимопомощи, ответственности. Умение видеть границу, за которой наши слова и действия наносят незаслуженную обиду, чувство меры, позволяющее проявить уважение к достоинству воспитанника и вместе с тем обнаружить собственное достои ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru