Факторы риска и причины возникновения синдрома дефицита внимания и гиперактивности

Структура образования » Минимальная мозговая дисфункция как причина снижения успеваемости » Факторы риска и причины возникновения синдрома дефицита внимания и гиперактивности

Страница 1

Наиболее типичными проявлениями СДВГ считаются расстройства внимания (отвлекаемость, трудности сосредоточения), гиперактивность (чрезмерная активность или двигательная расторможенность в сочетании со слабым контролем побуждений), импульсивность поведения. В работах разных исследователей СДВГ часто ассоциирован с диагнозом минимальная мозговая дисфункция и резидуальная энцефалопатия (А.Л. Сиротюк, Н.Н. Заваденко, Ю.С. Шевченко).(6, 7, 15)

Расстройство, как правило, возникает рано и проявляется в течение первых 7 лет. Данные о распространенности СДВГ и особенностях возрастной динамики в разных странах отличаются широкой вариабельностью: от 1-3% в Великобритании до 4-20% в США. В России до сих пор отсутствуют эпидемиологические данные о частоте встречаемости СДВГ. По данным Ю.С. Шевченко (2004), диапазон колебаний 24-40%, по данным Н.Я. Семаго, - от 2 до 20 в детской популяции, по материалам Н.Н. Заваденко - от 4 до 9,5%. В целом по России, по данным различных авторов, распространенность синдрома колеблется от 2 до 47%. Столь значительный разброс подтверждает актуальность изучения этого расстройства. Несмотря на малую изученность распространенности СДВГ в целом по России, имеющиеся данные свидетельствуют о колебании доли детей с данным синдромом в зависимости от возра стной группы и региона. Так, в Москве, по данным И.П. Брязгунова, распространенность СДВГ на 80% выше, чем во Владимире и Владимирской области.

Различия между мальчиками и девочками непостоянны (в отдельных населенных пунктах 3:1, в других - вообще не выявлены). Среди мальчиков 7-12 лет признаки СДВГ диагностируются в 2-3 раза чаще, чем у девочек, среди подростков это соотношение составляет уже 1:1. По данным Н.Я. Семаго, у мальчиков подобные проблемы встречаются в 4-5 раз чаще, чем у девочек. Половые различия отмечаются и в структуре, и динамике синдрома. У мальчиков синдромы гиперактивности появляются с 3-4 лет, что заставляет родителей обращаться к специалистам до поступления ребенка в школу. Среди девочек чаще проявляется дефицит внимания.

Клиническая картина синдрома зависит от возраста ребенка и имеет ряд особенностей, наблюдаемых как у мальчиков, так и у девочек (соответственно в 5-10 и в 12-15 лет). Периоды 5-7 и 9-10 лет являются критическими для формирования систем мозга, отвечающих за мыслительную деятельность, внимание, память. Происходит важная смена стадий интеллектуального развития: приобретается возможность сравнивать, оценивать, классифицировать и т.д. Кроме того, формируются условия для становления абстрактного мышления и произвольной регуляции деятельности.

Если в дошкольном возрасте среди детей с СДВГ преобладают гипервозбудимость, двигательная расторможенность, моторная неловкость, отвлекаемость наряду с задержкой темпов психомоторного и эмоционального развития, то в младшем школьном возрасте на первый план выступают трудности в обучении и нарушение поведения.

«Пик» проявлений синдрома в 12-15 лет совпадает с периодом полового созревания. Разные исследователи дают различные прогнозы относительно дальнейшего развития синдрома. По мнению одних, гиперактивность и эмоциональная импульсивность практически исчезают, «маскируются» другими личностными чертами, самоконтроль и саморегуляция заметно возрастают, а дефицит внимания может сохраниться. Другие считают, что дефицит внимания снижается, а импульсивность и гиперактивность служат благоприятной почвой для дальнейшего развития неврозов и социальной дезадаптации. Ю.С. Шевченко отмечает, что частота асоцильного поведения у подростков с синдромом СДВГ колеблется от 10 до 50%. Как правило, эмоциональное развитие таких детей запаздывает, проявляются неуравновешенность, вспыльчивость, нетерпимость к неудачам. Трудно складываются отношения детей как со сверстниками, так и со взрослыми. Самооценка у пациентов с СДВГ часто занижена. Постепенно неудачи в учебной деятельности и общении приводят к тому, что у детей с СДВГ, которым свойственно стремление к немедленному вознаграждению, мотивация к дальнейшим действиям снижается. Все больше проявляется избегающее поведение. В результате, несмотря на нормальный JQ, у многих детей с СДВГ возникают трудности обучения.

Страницы: 1 2


Драматизация как музыкальная деятельность: общая характеристика, содержание, структура
Воздействие игры на детей дошкольного и школьного возраста общепризнанно. В результате освоения игровой деятельности у ребенка к концу дошкольного детства формируется стремление к общественно оцениваемой деятельности, которая является основной предпосылкой деятельности учебной. Драматизация — разновидность художественной игры с присущими ...

Роль Internet в современной системе образования
Роль Internet в современной системе образования только начинает осознаваться широкой педагогической общественностью России. Это связано в первую очередь с дистанционным образованием, значимость которого для системы непрерывного образования, повышения квалификации стала очевидной не только на примере зарубежного опыта, но уже и собственно ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru