Формирование организационных умений познавательной деятельности как одна из задач подготовки школьников к самообразованию

Структура образования » Домашняя учебная работа по английскому языку в начальной школе как условие развития навыков самообразовательной деятельности » Формирование организационных умений познавательной деятельности как одна из задач подготовки школьников к самообразованию

Страница 1

Громцева А.К. Под организационными умениями познавательной деятельности понимает " умения, обеспечивающие наибольшую интенсивность познания; к ним относится умение наметить цель своей образовательной работы, определить пути ее реализации, спланировать процесс работы, умение проконтролировать результаты и согласно данным контроля наметить ход дальнейшей самообразовательной деятельности.

Эти умения не только увеличивают интенсивность познания, уменьшают затрачиваемое время, но и практически определяют возможность включения учащихся в самообразование, поскольку оно (самообразование) и есть в первую очередь организация человеком своего образования.

Но при существующей системе организации учебной работы организационные умения у учащихся почти не формируются, поскольку учитель выступает как организатор всего процесса учения. Ученики в связи с этим привыкают к жесткой регламентации познавательной деятельности и бывают слабо подготовлены к самостоятельной ее организации.

При этом нужно различать умения, служащие для организации внешней и внутренней стороны познавательной деятельности. Внешняя сторона организации познавательной деятельности обеспечивается умением

рационально организовать режим учебной работы, разумным распределением во времени видов учебных работ, определением порядка их выполнения, подготовки рабочего места и т.д.

Внутренняя сторона организации познавательной деятельности состоит в умении определить цель своей познавательной работы, найти ее средства, правильно подобрать приемы выполнения, проконтролировать работу. Поскольку для развития самообразования особенно важна внутренняя сторона организации познавательной деятельности, мы и остановимся в первую очередь на раскрытии путей ее формирования.[13,120]

Формирование организационных умений в системе работы учителя должно идти в нескольких направлениях: включение в работу преподавателей специальных приемов, способствующих осознанию учащимися значимости организационных умений, упразднения в их применении, создание условий в процессе обучения для проявления активной позиции учащихся, которая будет обуславливать необходимость организации своей образовательной деятельности.

Первый этап формирования организационных умений.

На первом этапе особую актуальность имеет показ учащимся значимости организационных умений в учебной работе, раскрытии их содержательной стороны. Одним из важнейших организационных умений является умение четко сформулировать образовательную задачу, в плане решения которой и должна быть построена вся познавательная деятельность.

К сожалению, в массовой школе учитель на уроке лишь знакомит учащихся с названием учебной темы, не указывая, какая ставится на данном уроке образовательная задача и, что еще важней, какими приемами, способами ее целесообразней решить. Эти вопросы не только не обсуждаются с учениками, о них учитель, как правило, даже не информирует их, тогда как для учащегося должна быть ясна вся закономерность обращения на уроке к различным видам упражнений при закреплении материала. В этой работе ученики должны учиться; как им организовать усвоение того или другого материала, что пронаблюдать, какие целесообразней сделать упражнения.

Привлечение учащихся к организации и анализу учебной деятельности со стороны времени и объема может строиться с одновременным нарастанием сложности решения организационных задач.

Для активизации роли учащихся в планировании учебной работы по содержанию учитель может предлагать ставить на обсуждение, как содержание, так и объем домашних работ. В центре внимания учителя при этом продолжает оставаться мотивировка учащимся предлагаемого им варианта домашней работы.

Страницы: 1 2


Выбор орфографических упражнений для конкретного урока
При отборе необходимого комплекса упражнений для работы по орфографии на том или ином уроке необходимо учитывать следующие факторы: особенности изучаемой орфограммы, этап её изучения, подготовленность учащихся. Если на орфографическую тему отводится один урок, следует ограничиться только специальными орфографическими упражнениями– списыв ...

Разработка и реализация комплекса занятий по развитию навыков диалогического общения в процессе ролевых игр
Цель формирующего этапа исследования: разработать и апробировать в экспериментальной группе старших дошкольников цикла занятий по развитию навыков диалогического общения с применением ролевых игр. На втором, формирующем этапе опытно-экспериментального исследования нами была разработана и реализована программа развития диалогической речи ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru