Цель формирующего этапа исследования: разработать и апробировать в экспериментальной группе старших дошкольников цикла занятий по развитию навыков диалогического общения с применением ролевых игр.
На втором, формирующем этапе опытно-экспериментального исследования нами была разработана и реализована программа развития диалогической речи дошкольников в процессе ролевых игр.
Занятия программы были направлены на развитие и совершенствование навыков диалогического общения детей 6–7 лет. Программа включала 14 комплексных занятий, рассчитанные на 3,5 месяца обучения, интенсивностью одно занятие в неделю. Цель и основное содержание занятий приведены в нижеследующей таблице 4, а более подробные конспекты приведены в ПРИЛОЖЕНИИ 2 курсовой работы.
Таблица 4. Содержание занятий формирующего этапа исследования с использованием ролевых игр
Занятия |
Содержание занятий |
Цель и задачи занятия |
Занятие 1 |
1. Приветствие 2. Знакомство 3. Сюжетно-ролевая игра «Гости» 4. Прощание |
Развитие навыков организованности, дисциплинированности; развитие умения договариваться, работать в команде. Развитие умения вступать в процесс общения. Развитие умения применять свои индивидуальные способности в решении совместных задач. Формирование умения согласовывать свои желания с товарищами по общению. |
Занятие 2 |
1 Приветствие 2. Знакомство «Моё имя» 3. Сюжетно-ролевая игра «Три подружки» 4. прощание |
Обучить детей устанавливать контакт друг с другом. Развить умение проявлять чуткость, сопереживание, заботу к партнерам по общению; Учить помогать и поддерживать тех, с кем общаешься. |
Занятие 3 |
1. Приветствием 2. Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек» 3. Прощание |
Развитие уважения в общении, привычки пользоваться вежливыми словами; Развитие умения выполнять различные роли. Развитие умения оценивать эмоциональное поведение партнеров по общению. |
Занятие 4 |
1. Приветствие 2. Сюжетно-ролевая игра «Встреча сказочных героев» 3. Разыгрывание ситуаций 4. Прощание |
Развитие навыков диалогического общения в процессе контакта друг с другом, установление доверительного и дружелюбного отношения Развить умения делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению. Развитие умения оценивать результаты совместного общения. Формирование нового опыта взаимоотношений между детьми. |
Занятие 5 |
Приветствие Игра «Ладонь в ладонь» Сюжетно-ролевая игра «Торговый центр» Прощание |
Установление контакта между детьми, развитие навыков диалогической речи Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Закреплять знания о функционировании центра; формирование навыков культурного поведения в общественных местах, положительных взаимоотношений между детьми. |
Занятие 6 |
Игра «Кто как веселится и грустит» Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника» Игра «Кто сильнее любит» |
Содействие улучшению общения со сверстниками. Раскрытие смысла деятельности медицинского персонала. Формировать умение творчески развивать сюжет игры. Воспитывать уважение к профессии врача |
Занятие 7 |
Игра: «Я очень хороший» или «Я очень хорошая». Сюжетно-ролевая игра «Детское кафе» |
Создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности; развитие навыков сотрудничества в парах или тройках. |
Занятие 8 |
Игра «Море» Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк» |
Обучение детей присматриваться к своим сверстникам. Формирование чувства общности. |
Занятие 9 |
Игра «Я не люблю» Ролевая игра «Космонавты» |
расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос». Научить детей выражать свое собственное мнение. |
Занятие 10 |
Игра «Незаконченные предложения» Сюжетно-ролевая игра «Шоферы» |
Способствовать формированию умения работать в группе. Формирование чувства общности, принадлежности к группе. |
Занятие 11 |
Игра «Паровозик» 1. Сюжетно-ролевая игра «Рыбаки» |
Развитие умения работать в коллективе, чувства сплоченности, навыков диалогического общения |
Занятие 12 |
Игра «На другую сторону» Сюжетно-ролевая игра «Почта» |
Развивать воображение, мышление, речь; умение совместно развертывать игру, договариваться и обсуждать действия всех играющих. Воспитывать доброжелательность, готовность прийти на помощь. Закреплять умение правильно пользоваться атрибутами игры. Оборудование: почтовый ящик, сумка почтальона, конверты с бумагой, коробки для посылок, бланки телеграмм, телефоны, машина |
Занятие 13 |
Игра «Ровным кругом» Ролевое проигрывание ситуаций. |
Развитие согласованности движений, находчивости |
Занятие 14. |
Игра «Ты самый-самый» Сюжетно-ролевая игра «Больница» |
Развитие чувства собственного достоинства ребенка. Обучение навыкам совместного сотрудничества |
Экспериментальное исследование нравственного воспитания современных
подростков
В экспериментальном исследовании была поставлена цель - изучить уровень нравственного развития современных подростков. В соответствии с этим мы предположили, что у некоторых детей младшего подросткового возраста отмечается невысокий уровень нравственного развития, который при правильном подборе и проведении коррекционной работы по формир ...
Педагогика и эвристика
Одной из основных целей общего образования является развитие системы познавательно-продуктивных качеств мышления, которые являются составляющими творческого потенциала и в совокупности определяют умение осуществлять эвристическую деятельность, одну из главных видов интеллектуальной деятельности человека. Между тем непосредственного отраж ...