Педагогика и эвристика

Одной из основных целей общего образования является развитие системы познавательно-продуктивных качеств мышления, которые являются составляющими творческого потенциала и в совокупности определяют умение осуществлять эвристическую деятельность, одну из главных видов интеллектуальной деятельности человека. Между тем непосредственного отражения в учебниках, программах и учебных планах она не нашла и только декларируется необходимость ее достижения. Тем самым предполагается, что развитие эвристических качеств мышления возможно достичь естественным путем, в процессе усвоения основ наук, как обязательный побочный продукт любого обучения. Однако практика показывает несостоятельность такого подхода к решению проблемы, так как полученная сумма знаний, даже достаточно усвоенных, не гарантирует развитие у обучаемого навыков эвристической интеллектуальной деятельности в виде определенных мыслительных операций и систем. Без целенаправленного развития в процессе обучения они формируются, но формируются стихийно, не на основе оптимальной количественно-качественной закономерности. Кроме того, качества мышления, заложенные генетически и приобретенные в процессе психического развития, но невостребованные и систематически не развитые, в дальнейшем затухают. Добиться обратного результата возможно только на основе целенаправленного изучения и применения на практике основ эвристики.

Для дидактически обоснованных рекомендаций по научению эвристической деятельности существенное значение имеют уровни обучения как степень последовательно повышаемого познания в процессе освоения учебных дисциплин. Можно выделить четыре уровня обучения:

—уровень идентификации. Обучаемый распознает объекты изучения в ряду подобных;

—уровень репродукции основывается на памяти и понимании особенностей предмета изучения;

—уровень умения применять усвоенную информацию в практическом плане для некоторого класса задач и получения новой информации на основе использованного образца деятельности;

—уровень «трансформации», позволяющей ориентироваться в новых ситуациях и вырабатывать принципиально новую программу действий.

Некоторые исследователи придерживаются трех уровней усвоения:

—уровень восприятия, осмысления и запоминания:

—уровень применения знаний в сходной ситуации, по определенному образцу;

—уровень применения знаний в новой ситуации.

Независимо от степени дифференциации уровней обучения (усвоения) последний уровень в обоих случаях представляет ту ступень развития, на которой требуются навыки эвристической деятельности и без которых их дальнейшее развитие будет осуществляться стихийно, не на основе оптимального перехода количества решенных задач в качестве мышления.

В настоящее время некоторые исследования обнаружили сдвиг градации в сторону уменьшения, который объясняется большой информированностью окружающей ребенка среды. «К 11-15 годам у детей полностью развивается способность к формальному мышлению и рассуждению посредством гипотез; практически они действуют на уровне возможностей взрослого».(13)

Эти стадии должны быть положены в основу разработок частных методик эвристической деятельности на ранних этапах их применения в учебном процессе. Дело в том, что эвристическая деятельность в основе своей происходит как мыслительный эксперимент, поэтому она в развернутом виде возможна только с того возраста, когда сформулировано отчетливое осознание формальных операций мышления. До этого можно говорить только о развитии ее элементов, хотя проблема во многом не исследована.


Школьная неуспеваемость как социально-педагогическая проблема
П.П. Блонский [13; 48] под неуспеваемостью понимает ситуацию, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. Систематическая неуспев ...

Использование самостоятельной математической деятельности для формирования пространственно-временных представлений
К подготовительной группе дошкольникам уже известны все основные пространственные направления, и основной задачей на данном этапе является закрепление и повторение изученного. В данном случае необходимо активно использовать организацию самостоятельной математической деятельности. Самостоятельная математическая деятельность детей предпола ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru