Влияние ММД на процесс обучения и развитияе детей

Страница 1

Большинство детей, имеющих затруднения в обучении – дети с малыми мозговыми дисфункциями (ММД), у которых по ряду причин происходит неравномерное развитие различных отделов головного мозга. Это дети, имеющие срыв адаптационных систем в процессе созревания головного мозга. Часто их ошибочно относят к группе детей с задержкой психического развития (ЗПР). Главным отличием ММД от ЗПР является то, что дети с ММД – это дети со стандартным и выше уровнем интеллекта. Именно те дети, которые вызывают отчаяние как у учителей, так и родителей.

По международной классификации МКБ-10 Американской психиатрической ассоциации, часть из них – это «дети с дефицитом внимания в сочетании с гиперактивностью».

Дети с дефицитом внимания имеют значительные трудности в обучении вследствие различного сочетания, а также различной тяжести следующих расстройств: нарушения в избирательном внимании вплоть до легкого отключения внимания; затруднения в контроле своих импульсов; трудности в поддержании соответствующей заданию активности; проблемы в планировании и организации познавательных заданий; трудности в понимании и ответах на вопросы; затруднения в выполнении указаний учителя; неумение переносить неудачи.

Обычно эти проблемы сочетаются в различных комбинациях и ведут к ухудшению в учебе, а также негативно влияют на память, последовательность в выполнении действий, двигательные навыки, речь, сон, настроение. Такому ребенку трудно согласовать свои действия с общественными требованиями.

Годовое увеличение числа таких детей в среднем 3-6%. Это не только зреющая социальная, но и медико-психолого-педагогическая проблема. Дело в том, что эти дети начинают испытывать отвращение к чтению, а затем к учебе вообще. Эти очень умные дети быстро становятся «коридорными, «дворовыми» и являются реальным резервом пополнения подростковых криминальных группировок.

Поскольку дети с ММД являются серьезной социальной и медико-психолого-педагогической проблемой, то очевидно, что для ее решения необходимы совместные усилия систем здравоохранения, образования, а также создание специальных социальных программ.

Минимальные мозговые дисфункции (ММД) - это наиболее легкие формы церебральной патологии, возникающие вследствие самых разнообразных причин, но имеющие однотипную, выраженную, стертую неврологическую симптоматику и проявляющиеся в виде функциональных нарушений, обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга.

Отсюда понятно, что ММД не является медицинским диагнозом в точном смысле этого слова. Это, скорее, только констатация факта наличия легких нарушений в работе мозга, причину которых еще предстоит выяснить, чтобы начать лечение. В этом состоит медицинский аспект проблемы. Для психолога неврологический дефект ребенка выступает как данность, с которой он делать ничего не может – да и не должен. Однако суть этого дефекта необходимо понять, чтобы проследить последствия его отрицательного влияния на развитие психических процессов и поведение ребенка в целом и принять меры для их предупреждения и минимизации.

В невропатологии ММД не выступает в качестве серьезного дефекта. Детей с легкими функциональными отклонениями уже в возрасте одного-двух лет снимают с диспансерного учета, и, если родители не проявляют беспокойства, то врачи больше ими не занимаются. Ребенок взрослеет, а дефект остается, постепенно обрастая вторичными отклонениями в психическом развитии. С началом обучения в школе этот процесс может пойти лавинообразно. В итоге ребенок попадает или к дефектологу, или к психиатру. Они и описывают целостно тот комплекс отклонений, с которым им приходится работать. А поскольку к психиатрам или дефектологам у нас попадают уже в самом крайнем случае, то и описания этих случаев выглядят впечатляюще. Выводы также делаются самые неутешительные, но вполне объективные6 коррекция таких запущенных отклонений оказывается очень сложной, а часто практически невозможной.

Страницы: 1 2 3


Методика использования кукольного театра как формы организации читательской деятельности младших школьников
Три-четыре года обучения в начальной школе — это время для запуска многих потенциальных возможностей ребенка. Эти возможности сугубо индивидуальны и в любой детской натуре их множество. Как утверждают ученые, природа в отношении каждого человека была максимально щедра. Следовательно, не упуская времени, начиная с первого класса, необходи ...

Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента
Речь играет исключительно важную роль в формировании высших психических функций у ребенка. Выполняя функцию общения ребенка со взрослым, она является базой для развития мышления, обеспечивает возможность планирования и регуляции поведения ребенка, организации всей его психической жизни, влияет на развитие личности в целом. Уровень развит ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru