По-иному с этих позиций выглядит и проблема профессионального самоопределения. Широко практикуемые и практически ни к чему не приводящие попытки впрямую ориентировать молодежь на те или иные профессии не имеют смысла без знания особенностей личностного самоопределения.
Развитие человека как субъекта труда (по Бердяеву Н.А.) возможно при:
1. Сформированности социально обусловленной активной жизненной позиции, совпадающей как с интересами общества, так и с его собственными;
2. Овладение общими и конкретными знаниями, полнотой их осознания;
3. Сформированности профессионального самосознания.
К существенным факторам профессионального самоопределения относятся возраст совершения выбора профессии, уровень информированности личности (знание себя, требований профессии, предъявляемых к человеку, осведомлённость о рынке труда) и уровень её притязаний.
Профессиональное самоопределение – существенная сторона общественного процесса развития личности. Выявление особенностей проявления принципа детерминизма в процессе самоопределения предполагает анализ двух систем. С одной стороны, это личность как сложнейшая саморегулирующая система, с другой – система общественного ориентирования молодежи в решении вопроса о сознательном выборе профессии.
Данная система включает в себя целенаправленное влияние школы, семьи, общественных организаций, литературы, искусства на мотивы выбора профессии. Такая совокупность средств профессиональной ориентации призвана обеспечить решение задач профессионального просвещения и консультирования учащихся, пробуждение профессионального интереса и склонностей, непосредственной помощи в трудоустройстве и преодолении трудностей этапа профессиональной адаптации. Система средств профориентации несет в себе широкий спектр возможностей профессионального развития личности, из нее личность «черпает» мотивы и цели своей деятельности.
Взаимосвязь личности и внешней по отношению к ней системы профориентационных воздействий возникает только в процессе деятельности. Деятельность как форма взаимосвязи субъекта с объектами образует условие психического отражения и выступает как механизм детерминирующегося воздействия на личность.
В процессе постоянной связи с внешним миром человек выступает как активная сторона взаимодействия. Поэтому, психологическое проявление принципа детерминизма может быть понято лишь в рамках проблемы соотношения внешних и внутренних условий в детерминации деятельности. В плане анализа движущих сил деятельности необходимо исходить из взаимосвязи и противопоставленности внутреннего и внешнего.
Процесс профессионального самоопределения обусловлен возникновением, расширением деятельности субъекта, реализующей его связь с факторами профориентации. Самоопределение вплетено в эту деятельность как ее компонент.
Структурные элементы личности, как ближайшие психологические предпосылки профессионального самоопределения, различны по характеру их функций. Всю совокупность важнейших личностных предпосылок самоопределения (по Леонтьеву Д.А) можно свести к двум основным группам:
1) Особенности личности, обеспечивающие возможность успешного решения проблемы выбора профессии, но прямо не участвуют в активизации этого процесса. В эту группу относятся волевые черты характера, а также такая черта как трудолюбие. Сюда же следует отнести и наличие некоторого трудового и жизненного опыта, уровень общей жизненной зрелости человека.
2) Эту группу психологических предпосылок самоопределения образуют различные компоненты направленности личности, динамизирующие процесс профессионального самоопределения и обуславливающие избирательность реагирования. Сюда относится потребность в профессиональном самоопределении, возникшие у человека учебные и профессиональные интересы и склонности убеждения и установки, ценности и идеалы, и представления о жизненных ценностях.
Компоненты второй группы благодаря своей связи с познавательными потребностями обладают функцией обусловливания сферы деятельности, привлекательной для человека.
Обобщая, можно сказать, что человеческая личность чрезвычайно сложна. Она обладает как приобретенными при жизни качествами, так и биологическими свойствами, характеризующимися относительным постоянством (задатки, тип нервной системы и т.д.).
Профессиональное и личностное самоопределение имеют очень много общего, а в высших своих проявлениях они почти сливаются. Профессиональное самоопределение – более конкретное, его проще оформить официально (получить диплом и т.п.); личностное же самоопределение – это более сложное понятие (диплом «на личность», по крайней мере психически здоровым людям, пока еще не выдают). Профессиональное самоопределение больше зависит от внешних (благоприятных) условий, а личностное самоопределение – от самого человека.
Вопрос о том, как из маленького ребенка вырастает человек с его индивидуальными особенностями, с присущим ему характером, мировоззрением, отношением к действительности, всегда занимал ученых разных специальностей, разных стран и научных направлений. По этому поводу существует много различных, иногда противоположных точек зрения, но большинство ученых сходятся в одном: нельзя надеяться, что человек будет совершенствоваться сам по себе, лишь в силу своего, стихийно складывающегося опыта.
Психологический аспект трудового воспитания
школьников
Как и в любом другом деле, в процессе воспитания есть еще неиспользованные резервы. Над их вскрытием работают педагогические коллективы, социологи. Особая роль в этом отношении принадлежит психологической науке. В психологических знаниях в обобщенном виде отражены уже познанные психологические закономерности обучения и воспитания, формир ...
Факторы, тормозящие процесс научно-исследовательской
деятельности студентов в вузе
Научно-исследовательской работой в вузе занимается только треть студентов. Научные исследования носят необязательный характер, которое реализуется в свободное от основной работы время. Это отношение формируется несколькими обстоятельствами. Участие студентов в проведении научных исследований для предприятий и организаций, во всероссийски ...