Таким образом в настоящее время в психологии развитой личностью считается человек, достигший того уровня развития, при котором его взгляды и отношения приобретают устойчивость и он становится способным сознательно и творчески преобразовывать действительность и самого себя.
Как уже отмечалось, профессиональное самоопределение продолжается на протяжении всей трудовой жизни человека и соответственно он постоянно уточняет для себя смыслы своего профессионального труда, соотнося их со смыслами всей своей жизни. Чтобы хоть как-то помочь сориентироваться самоопределяющемуся школьнику или молодому специалисту, можно попытаться выделить основные типы и уровни профессионального самоопределения, которые и могут рассматриваться в качестве возможных ориентиров профессионального развития и саморазвития человека.
Условно можно выделить следующие основные типы самоопределения: профессиональное, социальное и личностное. Возникает вопрос, как эти типы между собой соотносятся? На высших уровнях своего проявления эти типы почти взаимопроникают друг в друга. Например, профессионал, который обнаружил в работе главный смысл всей своей жизни, несомненно, реализует себя и как личность. В другом случае человек в своем хобби (например, при сочинении песен и стихов) достигает таких высот, которым мог бы позавидовать иной «профессионал», да и окружающие говорят о таком человеке как о «настоящем поэте». Основными отличиями (отличительными, специфическими признаками) этих типов самоопределения могут быть следующие. Для профессионального самоопределения: 1) характерна большая формализация (профессионализм отражается в дипломах и сертификатах, в трудовой книжке, в результатах труда и т. п.); 2) требуются, благоприятные условия (социальный запрос, соответствующие организации, оборудование и т. п.). Для социального самоопределения характерны: 1) глобальность, всеохватность того образа и стиля жизни, которые специфичны для той социокультурной среды, в которой обитает данный человек; 2) зависимость от стереотипов общественного сознания данной социокультурной среды; 3) зависимость от экономических, социальных, экологических и других объективных факторов, определяющих жизнь данной социальной и профессиональной группы. Для личностного самоопределения: 1) характерна невозможность формализации полноценного развития личности (как уже отмечалось, трудно представить себе, чтобы у человека был диплом или сертификат с записью о том, что «обладатель данного документа является . Личностью»); 2) более подходят не «благоприятные» в обывательском представлении условия, а наоборот, сложные обстоятельства и проблемы, которые не только позволяют проявиться лучшим личностным качествам человека, но часто и способствуют развитию таких качеств.
В современном мире, когда основную часть времени взрослые люди проводят на работе, личностное самоопределение в большей степени связано с профессиональным самоопределением (с «главным делом» жизни). Хотя в перспективе возможны ситуации, когда у человека будет все больше появляться свободного от работы времени для личного развития. В свое время именно в этом видел К. Маркс сущность культурно-исторического прогресса, высвобождающего все больше и больше (благодаря развитию производственных сил и производственных отношений) свободного времени для развития творческих способностей индивидом. И тогда, возможно, именно социальное самоопределение (за рамками рутинных видов профессиональной деятельности) станет для многих людей основой их личностного самоопределения.
В каждом из основных типов самоопределения (профессиональном, социальном и личностном) можно условно выделить подтипы, отличающиеся по критерию широты диапазона, по самим возможностям самоопределения. Поскольку вводится критерий «больше - меньше» (возможностей), то правомерно назвать эти подтипы уровнями возможностей самоопределения. Можно условно выделить по пять таких уровней отдельно для профессионального и отдельно для социального самоопределения. Поскольку по мере своего развития в какой-то конкретной деятельности человек одновременно реализует себя как личность, для личностного самоопределения выделяются отдельные уровни — уровни реализации имеющихся возможностей (по типам профессионального и жизненного самоопределения). Как уже отмечалось, по мере развития и творческой реализации профессиональное и социальное самоопределение сближаются, взаимопроникают друг в друга.
В целом можно условно выделить следующие уровни реализации имеющихся возможностей (общие уровни по профессиональному и социальному типу самоопределения):
1. Агрессивное неприятие деятельности по конкретному типу самоопределения, демонстративное игнорирование и даже разрушение имеющихся возможностей. При социальном самоопределении это может быть, например, неиспользование возможностей для решения важных житейских проблем или создание искусственных трудностей для реализации каких-то благородных общественных дел.
Развитие творческих способностей школьников при использовании
математической газеты
Выше мы рассматривали творчество только при создании печатного продукта, но школьная математическая печать дает нам более широкое поле для развития творческих способностей у детей. Кроме всего прочего - это еще и творчество при использовании печатного продукта. В математической газете, как мы уже говорили, должен содержаться определенный ...
Сравнительный анализ эффективности коррекционно-развивающей программы и
базовой программы дома-интерната
Таблица 3.4 – Сравнительный анализ эффективности предложенной программы с базовой программой дома-интерната Тест КГ после эк-та ЭГ после эк-та tнабл P «Мозаика» 2,4±0,48 4,3±0,66 3,87> tкрит=2,37 <0,05 «Разложи» 2,9±0,78 4,1±0,78 2,94> tкрит=2,37 <0,05 «Застегни» 2±0,87 4±0,87 4,02> tкрит=2,37 <0,05 «Шнуровка» 1,6±0,99 ...