Методика использования кукольного театра как формы организации читательской деятельности младших школьников

Структура образования » Кукольный театр как форма организации читательской деятельности младших школьников » Методика использования кукольного театра как формы организации читательской деятельности младших школьников

Страница 1

Три-четыре года обучения в начальной школе — это время для запуска многих потенциальных возможностей ребенка. Эти возможности сугубо индивидуальны и в любой детской натуре их множество. Как утверждают ученые, природа в отношении каждого человека была максимально щедра. Следовательно, не упуская времени, начиная с первого класса, необходимо дать каждому ребенку "попробовать на зуб" очень многое, не ограничивая рамками узкой специализации.

Основная цель в работе с каждым ребенком — это формирование гармоничной личности и помочь ребенку в раскрытии дремлющих способностей. Исключительную роль играют различные виды искусства. Существует такой синтетический вид искусства, в котором гармонично сливаются и изобразительная деятельность, и музыка, и литература — это кукольный театр. Детям 1-2 классов больше нравится играть с куклой за ширмой, чем выступать самим на большой открытой сцене перед публикой. Они охотно отдают свои слова и поступки тряпичному герою и, прикрываясь им, свободнее выражают себя.

Кукла во все времена была неизменным спутником человека. Древние египтяне изготавливали каменные фигуры для празднеств, посвященных богам. Древнеримские статуи поворачивали головы и кивали. Русские Петрушки высмеивали людские пороки. В наше время театры кукол действуют в школах, загородных лагерях, в центрах детского творчества и просто в больших дружных семьях. Вспомним, у каждого в детстве был свой кукольный театр. В нем не было ширмы, осветительной аппаратуры, декораций. Он создавался из окружающих предметов нашего воображения.

С кукольным театром ученики знакомятся с первого дня, точнее с первой минуты пребывания в школе (тряпичный заяц Тишка приветствует малышей, знакомит с правилами поведения, рассказывает о волшебных словах. Он главный помощник в первом классе: может объяснить новую тему, провести физкультминутку, прочитать сказку, разнять драчунов на перемене. Дети безоговорочно вступают в предложенную игру. Отвечая на вопросы, ребята смотрят прямо в блестящие пуговичные глазки зайки. Их вовсе не смущает тот факт, что Тишка говорит голосом учителя).

На последнем уроке оставляется время для подведения итога учебного дня. Для детей это самый ожидаемый момент: ученики ждут приз. Он представляет собой полуфабрикат, т.е. изображение героя из сказки или мультфильма. Он делается очень быстро. Вначале на сложенном альбомном листе обводится и вырезается фигурка персонажа по шаблону, получается сразу несколько заготовок. Простым карандашом намечается лицо, одежда. Остальное — дело рук юных художников. Дети достают карандаши, фломастеры, клей. Герои сказок оживают на глазах. Дети учатся подбирать цвет, штриховать, работать с клеем и точно передавать характер героев. На протяжение нескольких дней вручаются персонажи одного произведения, пока дети не соберут полный набор. Раскрашенные заготовки наклеиваются на бумажное колечко для пальца. Вот и готова первая кукла, выполненная своими руками. Не успеют ребята склеить куклу, как тут же начинают разыгрывать сцены, сочиняя собственные сказки, меняя голоса произносят целые диалоги. В это время учитель старается не мешать им: появляется первый огонек сценического творчества. Удивительно, равнодушных и стесняющихся нет. В это время, осторожно наблюдая за игрой, можно подметить в характере ребенка новые, порой неожиданные грани. Мнение о ребенке может измениться, причем в положительную сторону.

2 этап: учитель просит самых смелых показать перед всеми сценку-экспромт вместе с другом или соседом по парте. Вдвоем или втроем сочинять легче, быстрее и увлекательнее.

Так в первом классе начинается работа по созданию кукольного театра. Пальчиковые куклы становятся первыми "актерами".

На одном из уроков труда можно предложить детям придумать свои куклы, используя подручный материал. На следующий день появляются куклы из носовых платков, спичечных коробков, конфетных оберток, проволоки, капсул шоколадных яиц, пластмассовых баночек, флаконов от духов.

Основной темой для работы с детьми могут стать "Русские народные сказки", по которым ученики сделали бы театрализованное представление перед учителями и родителями [22, 135].

Все дети стремятся стать кукловодами, так как их привлекает возможность играть за ширмой, не показываясь открыто публике. Все учащиеся заняты в постановках кукольного театра. Во время работы над пьесами они делают много маленьких самостоятельных открытий.

При подготовке кукольного спектакля следует придерживаться следующего плана.

1. На нескольких уроках внеклассного чтения, школьники знакомятся с литературным произведением. Чем лучше понят и проработан текст в начале, тем легче будет потом. Необходимо, чтобы дети задумались, зачем автор написал это произведение, что он хотел сообщить своим читателям? Каждому герою выдаётся подробнейшая характеристика, тщательно подбираются голоса, учитывая высоту и тембр; распределяются роли между детьми и начинается выразительное проговаривание по ролям. Выписываются слова каждого действующего лица отдельно и раздаются листки ребятам. С ними они приходят на все репетиции.

Страницы: 1 2


Основные принципы традиционного обучения
Процесс обучения основывается на принципах, выведенных из рассуждений и концептуального опыта, которые сформулировал Я.А. Коменский. Принцип научности(ложных знаний не может быть, могут быть только неполные) Принцип природосообразности (обучение определяется развитием (не форсируется) Принцип последовательности и систематичности(последов ...

Методические рекомендации по включению детей в театральную деятельность в процессе обучения
Роль педагога в процессе организации и развития театральной деятельности на базе образовательного учреждения крайне важна. Выше уже отмечались развивающие эффекты театрализованной деятельности и их роль в образовании младших школьников. Чтобы эти эффекты достигались желательно наличие педагога – руководителя детского театра (режиссера), ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru