Особенности развития детского художественного творчества

Страница 1

Давно ученые пытались разгадать загадку творчества. Первыми объектами изучения были люди науки и искусства. Анализировались их дневники, письма, высказывания. Большинство авторов великих изобретений выделяли две стадии творческого процесса: первая стадия -длительные размышления над изучаемыми фактами и явлениями; вторая стадия - короткое озарение и интуитивно принятые решения.

Во второй половине XX века исследования творчества стали расширяться. Были составлены первые диагностические задания, выявляющие уровень развития творчества. Стали экспериментально изучаться процессы творчества детей и подростков. Разрабатывались первые учебные программы формирования творческих способностей.

Нам в работе представляется необходимым рассмотреть понятие творчество, творческая активность, этапы развития творчества, условия формирования творческой активности.

Что это такое – творчество?

В «Толковом словаре русского языка» В.И. Даля творчество – творение, сотворение, созидание, как деятельное свойство.

Несколько другая трактовка понятия творчества встречается в словаре Ожегова. Творчество – высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Расположенность к творчеству может выступать в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной, производственно-технической и др. Масштаб творчества может быть самым различным, но во всех случаях происходит возникновение открытие чего-то нового, оригинального.

Творчеством созданы наука и искусство, все изобретения человеческой цивилизации, сами формы жизни людей. Творчество в труде – это не редкость, не исключение, а наиболее естественное, полноценное выражение человеческих возможностей.

По определению А.В. Петровского, «творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых материалов и духовных ценностей».

В психологической литературе встречаются разные трактовки творчества.

Рассматривая понятие «творчество», психолог Л.С.Выготский говорил, что это создание нового, а С.Л.Рубинштейн определял творчество как деятельность, создающую нечто новое, оригинальное, что потом входит в историю не только самого творца, но и науки, искусства и т.д.

Несколько иную роль развитию творчества отводят А.В. Брушлинский, О.К. Тихомиров. Они выделяют в нем открытие неизведанного, создание нового, преодоление стереотипов и шаблонов. О.К.Тихомиров особую роль в творчестве отводил целеполаганию.

Я.А. Пономарев, рассматривая творчество, выделяет в нем такие качества, как оригинальность, инициативность, высокая саморегуляция, огромная работоспособность. Творческая личность находит удовлетворение не столько в достижении цели труда, сколько в самом его процессе. Для Я.А.Пономарева определяющим в творчестве является развитие, возникновение новых структур, нового знания, новых способов деятельности.

По мнению Б.Г. Ананьева, свойствами творческой личности являются глубина и острота мысли, необычность постановки вопроса и его решения, интеллектуальная инициатива.

В последнее время (Г.Г.Григорьева) были выявлены психологические составляющие творческой деятельности: гибкость ума; систематичность и последовательность мышления; диалектичность; готовность к риску и ответственности за принятое решение.

Гибкость ума выражается в свободе мысли от сковывающего влияния закрепленных в прошлом опыте приемов и способов решения задач, в умении быстро менять свои действия при изменении обстановки. Таким образом, гибкость ума включает способность к выделению существенных признаков их множества случайных и способность быстро перестраиваться с одной идеи на другую. Люди с гибким умом обычно предлагают сразу много вариантов решений, комбинируя и варьируя отдельные элементы проблемной ситуации.

В ходе исследований творчества были выявлены условия, которые способствуют или препятствуют быстрому нахождению правильного решения творческой задачи. Рассмотрим эти условия в обобщённом виде.

1. Если в прошлом определённый способ решения человеком некоторых задач оказался достаточно успешным, то это обстоятельство побуждает его и в дальнейшем придерживаться данного способы решения. При встрече с новой задачей человек применяет в первую очередь .

Страницы: 1 2


Проблема психодиагностики готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста
Определяя психологическую готовность к школьному обучению, детский практический психолог должен четко понимать, для чего он это делает. Могут быть следующие цели, преследуемые при диагностике готовности к школе: 1) понимание особенностей психического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном ...

Выявление исходного уровня развития образной речи детей старшего дошкольного возраста
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ №53 «Лесная полянка» в течение трех месяцев с детьми старшего дошкольного возраста. Педагогический эксперимент проходил в три этапа: 1. Констатирующий эксперимент, 2. Формирующий эксперимент, 3. Контрольный эксперимент. Цель нашего исследования - выявление уровня развития образной ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru