Выявление и дальнейшее развитие художественного творчества старших дошкольников через серию занятий по обучению рисованию

Структура образования » Изучение использования игровых приемов как средства развития творческой активности детей в изобразительной деятельности » Выявление и дальнейшее развитие художественного творчества старших дошкольников через серию занятий по обучению рисованию

Страница 1

Задача воспитателя дошкольного учреждения - озарить душу ребенка пламенем творчества и сделать этот пламень «вечным двигателем» восхождения к совершенству, правом выразить в слове свою неповторимость. У М.Пришвина мы читаем: «Есть слова, которые, сцепляясь одно с другим, ведут как тропинки внутрь самого себя. Нужно целую вселенную в себе самом открыть, чтобы сказать эти простые слова».

Экспериментальное исследование было проведено с 15 октября по 18 декабря 2007 года в средних группах МДОУ «Загорский детский сад комбинированного вида» города Новокузнецка.

Цель: исследовать уровень сформированности детского художественного творчества детей

Проведение исследования уровня сформированности детского художественного творчества детей было необходимо для того, чтобы впоследствии констатировать какие-либо изменения в уровне развития творческой активности и выявить влияние игровых методов на развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста.

В начале экспериментальной работы были изучена исходная степень сформированности творческой активности у детей средней группы. Для этой цели был проведен констатирующий эксперимент.

В эксперименте участвовали две группы детей в возрасте 4-5 лет, в количестве 5 человек в каждой группе. Эксперимент проводился в период с октября по январь месяц.

Условия подбора детей для участия в эксперименте: относительно ровная степень развитости изобразительных и технических умений и навыков.

Контрольная группа: Экспериментальная группа:

1. Даша Ш. 1. Маша З.

2. Влада М. 2. Полина Ч.

3. Миша К. 3. Настя О.

4. Денис С. 4. Данил Д.

5. Максим П. 5. Кирилл К.

Для оценки уровня сформированности детского художественного творчества были взяты следующие критерии:

Высокий уровень. Ребенок самостоятельно выполняет рисунок. Замысел возникает до начала рисования, формулируется в речи. В соответствии с ним выбирается формат, цвет бумаги, изобразительные и выразительные средства. Замыслы устойчивы и разнообразны.

Средний уровень. Ребенок выполняет рисунок с помощью взрослого, с его подачи. Замысел возникает в процессе рисования. Для создания выразительного образа применяют сочетания цветов, но используется не весь спектр выразительных средств: цвет и форма.

Низкий уровень. Ребенок не заинтересован в выполнении рисунка. Замысел неустойчив, меняется в процессе рисования. Подбирают цвет, соответствующий предмету.

Для выявления уровня сформированности детского художественного творчества была применена следующая методика:

Изучение особенностей рисования (Г.А.Урунтаева, Ю.А.Афонькина)

Подготовка исследования. Подобрать темы для предметного и сюжетного рисования в соответствии с возрастом детей. Приготовить листы бумаги форматом 21x29,8 см, набор из 6 цветных карандашей.

Проведение исследования. С детьми 3—7 лет индивидуально проводится 2 серии с интервалом в 2—3 дня.

Первая серия. Ребенку предлагают нарисовать определенный предмет.

Вторая серия. Ребенку предлагают нарисовать сюжетную картинку на определенную тему.

Время рисования в каждой серии не ограничивается. Ребенок рисует самостоятельно. После окончания рисования его просят рассказать, что он нарисовал.

Обработка данных. Данные протоколов анализируют по схеме:

Ι. Содержание рисунка

II. Особенности изображения

1.Передача формы:

—простая или сложная;

—передана точно, немного искажена или не удалась.

2.Строение предмета (части расположены верно, немного искаженно, неверно).

3.Передача пропорций предмета (переданы верно, немного нарушены, не удались).

4.Композиция:

— вытянутое, окученное изображение или нет единства;

— пропорциональное или непропорциональное построение (отношение по величине разных изображений);

- симметричное или несимметричное построение;

—ритмичное или неритмичное построение;

—миниатюрное или увеличенное изображение;

—расположение отдельных изображений, т.е. тип композиции:

а) «Рассыпчатая» композиция. Рисунок выглядит как набор случайно соединенных изображений предметов (плоскость листа выступает как поверхность земли, пола и др., но никак не обозначена). Размеры графических построений не соотносятся с площадью листа, они схематичныи статичны.

б) «Простой фриз». Графические построения расположены по нижнему краю листа в ряд (как на поверхности земли, пола и др.). Изображения иногда ритмизуются, связываются по положению соседства. Изображения статичны. Простой фриз может сочетаться с изображениями по всему листу, но земля никак не обозначена.

Страницы: 1 2 3 4 5


Характеристика процесса обучения письму в системе традиционного обучения
Одним из принципов традиционного обучения является строгое выполнение требования использования правил орфографии. Правила эти, однако, зачастую носят условный, отчужденный от языка характер и не показывают ребенку «языковой законности» того или иного написания, что совершенно необходимо для выработки осознанного отношения к письму. Научн ...

Реализация программ направленная на развитие образования в регионе
На реализацию национального проекта «Образование» в Саратовской области направлено 236,2 миллиона рублей. За восемь месяцев 2006 года финансирование реализации основных направлений национального проекта «Образование» на территории Саратовской области составило 236,2 млн. руб., в том числе за счет средств федерального бюджета – 161,2 млн. ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru