Изучение использования игровых приемов как средства развития творческой активности детей в изобразительной деятельности

Структура образования » Изучение использования игровых приемов как средства развития творческой активности детей в изобразительной деятельности

В истории дошкольной педагогики проблема творчества и творческой активности была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества.

Данная проблема не нова в плане ее постановки, не нова она и в плане доказательства необходимости ее решения в дошкольном возрасте.

Детское творчество – первоначальная ступень в развитии творческой деятельности. Игнорирование или формальный подход к решению проблемы творчества в дошкольном детстве чреваты невосполнимыми потерями в развитии личности в последующие годы. Дошкольный возраст сензитивен, наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, составляющего основу творческой деятельности. Воображение – одно из психологических новообразований в дошкольном возрасте. В последующие годы не складываются такие благоприятные возможности для его развития. Идёт поиск видов деятельности, которая способствует формированию творческой активности. Изобразительная деятельность как никакая другая способствует развитию творческой активности.

Она по своим объективным возможностям носит творческий характер. Данную проблему следует обсуждать в связи с общими проблемами способностей. Общая теория способностей до сих пор остаётся одной из наименее разработанных в отечественной психологии.

Проблемой развития творческой активности занимались многие ученые. Психологи (Л.С.Выготский, В.А. Сухомлинский, Б.М. Теплов, С.Л.Рубинштейн, В.И.Кириенко, А.Г.Ковалев, Л.А.Венгер и др.) раскрыли понятие творческих способностей, выявили компоненты, этапы их развития, рассмотрели взаимосвязь творчества с обучением, указали условия развития творчества. Педагог Е.А.Флерина – одна из первых дала определение понятию «детское художественное творчество», расширили и обогатили ее исследования Т.Г.Казакова, Н.П.Сакулина, Т.С.Комарова, Г.Г.Григорьева, выделив в изобразительной деятельности доизобразительный и изобразительный периоды, этапы развития творческого процесса взрослого и ребенка, а Н.А.Ветлугина выдвинула показатели качества продукции детского художественного творчества, обработала критерии оценки детского творчества Г.Гилфорда и Т.Торренса.

Однако при многообразии педагогических и психологических исследований проблема развития творческих способностей средствами изобразительной деятельности остается открытой, наименее изученной в теории и недостаточно представлена в практике воспитания детей.

В некоторых дошкольных учреждениях сохраняется формальный подход к усвоению знаний детьми по изобразительной деятельности, особенно при обучении рисованию. Однообразное использование одних и тех же методов обучения отбивает интерес к изобразительной деятельности, в результате чего детские работы невыразительны, статичны, недостаточно четко передаются характерные и индивидуальные особенности предметов, у детей не развиты технические навыки рисования. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству, снижается их творческая активность.

Педагоги часто затрудняются при выборе специфических художественных материалов, не учитывают их выразительных свойств, фрагментарность знаний педагогов не способствует формированию «ручной умелости» – залогу будущей успешности у детей.

Возникают противоречия между необходимостью формирование творческой активности и недостаточностью использования педагогических средств с целью их развития в дошкольном образовательном учреждении.

Это позволило определить проблему: какие педагогические средства будут эффективными для развития творческой активности. Нам представляется, что таким средством будет использование игровых приемов, это и обусловило тему нашего исследования: «Игровые приёмы как средство воспитания творческой активности детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности».

Цель исследования: изучение и экспериментальная проверка возможности развития творческой активности детей посредством составленных серий занятий по обучению рисованию детей среднего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс развития творческой активности детей.

Предмет исследования: игровые приемы как средство развития творческой активности детей среднего дошкольного возраста.

Гипотеза: развитие творческой активности детей среднего дошкольного возраста будет эффективно при условии:

1. Если процесс формирования художественного творчества детей будет организован с использованием игровых приемов.

2. Если будет разработан комплекс занятий, направленный на развитие художественного творчества дошкольников.

Исходя из гипотезы, задачи нашего исследования мы видим следующими:

1. Проанализировать состояние проблемы формирования творческой активности детей в психолого-педагогической литературе.

2. Выявить уровень развития творческой активности в изобразительной деятельности дошкольников.

3. Разработать комплекс занятий, игр-упражнений с использованием игровых приемов, направленных на развитие творческой активности детей среднего дошкольного возраста.

Для реализации поставленных задач, используем следующие методы исследования:

1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития художественного творчества детей;

2. Проведение педагогического эксперимента с использованием диагностики показателей развития художественного творчества дошкольников;

3. Математический анализ данных эксперимента, обработка результатов.

4. Беседа


Понятие «темп речи» в различных аспектах изучения проблемы
Изучение литературы по лингвистике, психолингвистике, физиологии, медицине и логопедии показало, что темп речи слышащего человека довольно глубоко и разносторонне исследован (Жинкин Н.И., Архипов Г.Б., Выготский Л.С.). В зависимости от специфики той или иной области науки даются различные определения понятия «темп речи», раскрываются физ ...

Психолого-дидактическая концепция, основанная на принципе субъективности
Автор этой концепции И.С. Якиманская, так же как и К. Роджерс, различает процессы обучения и учения, понимая последнее как индивидуально значимую деятельность отдельного субъекта, в которой реализуется его личный опыт. Однако если для К. Роджерса ученик выступает как субъект жизни, то для И.С. Якиманской он - лишь субъект познавательной ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru