Сеть учреждений для детей и подростков в "досоветской" России

Страница 1

Во все времена и в любом обществе воспитанию подрастающего поколения уделялись особое внимание и забота, так как от этого зависит будущее общества, его процветание. Так было и в Древней Руси.

История воспитания детей в России уходит вглубь веков. У каждого народа Древней Руси, по свидетельству Нестора, имелись обычаи и нравы, законы и предания, в духе которых и воспитывались дети. Со времен Владимира Мономаха учреждаются народные училища, в которых государство воспитывало детей. "Поучение Владимира Мономаха - человека, гражданина и христианина" представляли собой систему воспитания. В ней провозглашались такие правила поведения для юношей: не ревнуйте, благоволите старым, управляйте собой, кормите убогих, управляйте милостью, любите ближнего, Бога и Отечество. Особенно бурно развивается сеть общественных институтов воспитания в петровскую эпоху. Именно при Петре I осуществляется реформа в области культуры и просвещения. При нем появилась светская школа и тем самым была ликвидирована монополия духовенства на образование и воспитание. Им была основана целая сеть специальных учебных заведений, открыт первый русский музей "Кунсткамера" с публичной библиотекой. Он поощрял создание начальных - "цифирных" - общедоступных школ.

В эпоху Возрождения особенно усиливается роль светского воспитания, неизменно возрастает роль социального педагога, развивается народное творчество, происходит процесс демократизации культурно-воспитательной деятельности.

Капитализм окончательно разрушает семью и сводит на нет домашнее воспитание. Оно становится целиком общественным. Социальный педагог занимает ведущее место. В самой системе воспитания и образования центральное место отводится гуманитарным наукам, идет процесс эстетизации воспитания и образования. Дьюи даже считал, что "эстетический опыт лежит в основе любого человеческого опыта".

Кроме воспитания одной из проблем так же была организация досуга для детей и подростков. Во все времена огромное место в досуге детей занимали игры.

Игровая деятельность в самых различных видах не только заполняют досуг детей, но так же оказывают на них большое воспитательной воздействие.

Игры берут свое начало в глубокой древности. Особенно бурное развитие игры получили в Древней Греции. Христианство враждебно относилось к играм. В России церковный собор XVI в. Осудил скоморошьи потехи, в XVII веке царь Алексей Михайлович вообще их запретил. Петр I ввел ассамблеи, карнавалы, фейерверки. После Петра I "бесовские" игры были запрещены. Однако игры невозможно было вытравить, и они продолжали жить. Более того, игры развивались и совершенствовались. Важной формой организации отдыха подростков и юношей являются балы и карнавалы. Их развитие начинается с XVII века. Они посвящались важным событиям, знаменательным датам в жизни подростков [5, с.100].

Яркой формой организации досуга подростков являются праздники. История детских праздников невелика. До Октябрьского переворота детские праздники организовывали благотворительные общества и зарождающиеся учреждения культуры: народные дома, избы-читальни, клубы.

Досуговая сфера жизнедеятельности российского общества в XVIII - XIX веках представляла собой сложное и многогранное явление, отражающее все своеобразие исторического развития страны. Обособленность сословий, четкая их расстановка на ступенях иерархической социальной лестницы, определение их прав и привилегий обусловили формирование достаточно замкнутых досуговых общностей, в рамках которых вырабатывались собственные представления, взгляды на досуг, нормы и правила поведения.

Досуг подростков-крестьян. Русское крестьянство отличало доминирование половозрастной обособленности в проведении свободного времени. Для молодежи были характерны посиделки, весеннее-летние хороводы. Особую роль посиделки занимали в жизни подростков и молодежи. Посиделки проводились в осеннее-зимний период, для чего снималась специальная изба у малоимущих крестьян за различного рода помощь, отработки, денежную и натуральную оплату. Эту избу можно считать одним из прообразов учреждений культуры для подростков. Праздничная посиделка называлась "беседа", менялась одежда, угощение, содержание разговоров. На смешанных посиделках девушки и парни ближе знакомились друг с другом, играли в супруга и супругу. Практически исчез к началу XX века молодежный хоровод как традиционный вид молодежного досуга. Более устойчивой оказалась посиделка. Но в ней наряду с танцами, песнями большое место стали занимать разнообразные беседы информационного характера: городские новости, читки художественных произведений. [7, С.26]

Страницы: 1 2 3 4


Характеристика детей дошкольного возраста с заиканием
Заикание – один из наиболее тяжелых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребёнка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружающими, особенно в детском коллективе. По мнению большинства учёных, заикание – это не только расстройство речевой функции. В проявлениях з ...

Социально-экономический эффект предлагаемых мероприятий
Задача соответствия школы современным социально-экономическим реалиям требует от нее существенного обновления содержания, технологий, принципов организации образовательного процесса. Школа находится на новом этапе развития, когда количественное накопление обновленных ресурсов позволяет выходить на обновленные качественные результаты. Это ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru