Сеть учреждений для детей и подростков в "досоветской" России

Страница 3

С годами С.Т. Шацкий все большее значение стал придавать трудовому воспитанию. Он считал, что и начинать создание клубов надо с мастерских, работая в которых дети приобщаются к жизни, привыкают к организованности. Поэтому занятия проводились и в клубных мастерских: столярной, слесарной, переплетной, сапожной, швейной. Кроме этих помещений, были отведены комнаты для занятия рисованием, библиотека-читальня, была оборудована обсерватория. В зрительном зале со сценой устраивались спектакли, концерты с участием собственного хора, проводились собрания. Организовывались общие посещения музеев, театров, загородные прогулки. [14]

Весной 1908 года общество "Сетлемент" постановлением московской администрации было закрыто "за попытку проведения социализма среди маленьких детей". Примерно через год кружок Шацкого возобновляет в Москве свою работу под названием общество "Детский труд и отдых".

Таким образом, в клубах С.Т. Шацкого был определен основной принцип воспитания в клубе: индивидуальный подход к участникам клуба с целью развития интересов и способностей детей. Шацкий выступал за организацию длительного, но интенсивного и педагогически результативного воспитания в клубе. “Нельзя сказать, чтобы ребятам было предоставлено право делать все то, что им угодно,- вспоминал один из сотрудников клуба.- У нас был свой план, но мы старались воздействовать на ребят не путем приказа, а иначе. Мы старались, чтобы у ребят у самих появилось желание делать то, что надо, а не делать того, что не надо”.

Под влиянием развития клубной работы в 1907 году на педагогических курсах в Петербурге было создано общество "Фребеличек", члены которого стали проводить по воскресениям "детские утра" для детей от 5 до 9 лет. Несколько позднее в память о педагогических идеях и делах Л.Н. Толстого в 1910 году было решено создать новое воспитательное и образовательное учреждение для детей беднейших слоев населения - Народный детский дом имени Л.Н. Толстого.

В Народном детском доме в отличие от клубов Шацкого, с его стремлением проводить работу интенсивно, работа была организована экстенсивно, обращалось внимание на количество детей, которые могут посетить клуб. Этого требовали особенности времени.

Организация работы с детьми в стране переходит от отдельных лиц к педагогическим обществам и кружкам. Особенно сильный размах клубная деятельность, проводимая педагогическими обществами, получила в 1910 году, который характеризовался в стране новым революционным подъемом. Теперь практически не существовало такого педагогического общества или кружка, который не занимался бы этой работой.

В Казани были созданы так называемые "детские собрания", по структуре своей близко стоявшей к клубам Шацкого. В Симбирске на площадке для игр уже существовали постоянно действующие кружки для детей: столярный и лепки. Для участников кружков устраивались экскурсии, лекции, выставки их работ.

В большинстве провинциальных городов педагогические общества организовывали площадки для игр (Томск, Челябинск, Омск, Курган и др.), проводили праздники, елки, детские утренники, игры, беседы, лекции с волшебным фонарем, экскурсии, спектакли. [14]

Популярность детских клубов привела к тому, что наряду с деятельностью клубов для бедных детей стали создаваться клубы и для детей из состоятельных семей. Однако эти клубы носили другой характер, выполняли иные воспитательные функции. Дети, посещавшие клубы, обучались в школах, их воспитанием занимались в семье. Поэтому занятия в клубах для них были развлечением и носили, как правило, спортивный характер, как в клубах скаутов. Эти клубы открыто выражали классовый характер и поддерживались официальными властями (общества "Сокол", "Русский скаут" и др.).

По своим целям, организации, сравнительно высокому членскому взносу, обязательной форме и пр. такие клубы были доступны лишь узкому кругу детей и широкого распространения в России не получили. Так, в 1915 году клубы "Скаутов" были созданы лишь в Петрограде, Царском селе, Москве, Киеве и ряде провинциальных городов.

Результатом широкой клубной деятельности явилось обсуждение вопросов о клубной работе с детьми на I Всероссийском съезде по вопросам народного образования (декабрь 1913 - январь 1914 г.), где клубы были признаны "необходимой общественно-педагогической организацией". [14]

1) творческие усилия передовых педагогов дореволюционного времени, направленные на радикальную перестройку внутренней жизни школы, нашли свое выражение как в опытах создания клубов - отдельными лицами и коллективами, так и в официальных попытках оформить признание правильности и законности этих опытов.

Страницы: 1 2 3 4


Основные характеристики застенчивости
Застенчивость, согласно Ф. Зимбардо есть «состояние психики и обусловленное им поведение животных и человека, характерными чертами которого являются: нерешительность, боязливость, напряжённость, скованность и неловкость в обществе из-за неуверенности в себе». А.Б. Белоусова определяла застенчивость как «феномен эмоционально-когнитивного ...

Социальный паспорт класса
Социальный портрет класса составлен на основе анализа классного журнала, личных дел, дневников учащихся, личного наблюдения и бесед с учащимися. В классе учатся 25 учеников: 15 девочек и 10 мальчиков. Большинство детей в классе из полных, благополучных семей. Дети, проживающие с бабушками и с дедушками – нет, единственные дети в семье – ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru