Анализ полученных данных

Страница 4

Эксперимент показал, что одним из факторов, влияющих на темп речи глухих, является вид речевой деятельности.

По степени влияния на темп речи виды речевой деятельности располагаются в следующей последовательности (смотрите таблицу № 8:

Наиболее беглым темп речи характерен для такого вида речевой деятельности как самостоятельная разговорная речь (ответы на вопросы). По сравнению с самостоятельной устной речью темп замедляется при всех видах чтения. Наиболее беглый он при чтении связного прозаического текста и при счете. При чтении стихотворного текста темп замедляется. Становится замедленным при чтении отдельных предложений и при чтении отдельных многосложных слов переходит на медленный.

Таким образом, можно сделать вывод, что чем выше трудность вербальной задачи, трудность конструирования мысли и фразы, выборе речевых единиц для оформления высказывания при отсутствии определенных, прочно закрепленных речевых последовательностей, тем медленнее темп речи.

В ходе эксперимента мы установили, что темп речи зависит не столько от произносительных трудностей (хотя и они имеют место), сколько от умения конструировать необходимые речевые структуры, от их автоматизации и сохранения в речевой памяти.

Понижение темпа речи при чтении объясняется тем, что оно не является самостоятельной речью ученика. По-видимому, скорость темпа речи зависит не только от произносительных навыков, но и от скорости движения глаз по строке, от умения охватывать зрением возможно большие отрезки читаемой строки, от взаимодействия зрительного от речедвигательного анализаторов и др.

Эксперимент показал также, что на исследуемом нами этапе обучения темп речи не является постоянной величиной отдельного ученика. У глухих учащихся 3 класса темп речи зависит от вида речевой деятельности.

В ходе эксперимента наше внимание привлекла одна явная закономерность: ускорение темпа речи глухих учащихся одновременно давало ухудшение качество произношения звуков. Конечно же, для полноценной работы над темпом речи необходимо устранить это противоречие. Нами не было исследовано это явление, т.к. оно не входило в задачи нашего эксперимента.

Обрабатывая данные исследования темпа речи учителей мы отобразили их в таблице №9

Таблица № 9.

Изучение темпа речи учителей в различных ситуациях общения.

Имена

Ситуация

Подача нового материала

Подача знакомого материала

Ситуация вне урока

Умеренно беглый

норма

Мед-ленный

Умеренно беглый

норма

Мед-ленный

Умеренно беглый

норма

Мед-ленный

М.К.

+

+

+

Л.П.

+

+

+

Т.О.

+

+

+

Т.А.

+

+

+

Из полученных данных следует, что темп речи М.К. разный во всех ситуациях общения. Вне урока она использует в своей речи беглый темп, при объяснение нового материала замедляет его, а при подаче знакомого материала говорит в среднем, нормальном темпе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Социальный статус семьи и ее типология
Из всех проблем, стоящих перед современной семьей, для социального педагога наиболее важной является проблема адаптации семьи в обществе. В качестве основной характеристики процесса адаптации выступает социальный статус, т.е. состояние семьи в процессе ее адаптации в обществе. Рассмотрение семьи в процессе социальной адаптации предусматр ...

Конспекты некоторых занятий факультатива по данной программе
Тема урока: «Доменная система имен». Дата: Класс: Учитель: Цель урока: o сформировать представление о доменной системе имен в Интернете. Задачи учителя: o изучить новый материал; o ввести систему понятий доменов по принципу принадлежности и географических; o объяснить особенности доменов разного уровня. Оборудование и источники информаци ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru