Методические основы анализа эпических произведений малой и средней формы в основной школе

Структура образования » Методические способы изучения эпических произведений малой и средней формы в 5, 6, 8 классах » Методические основы анализа эпических произведений малой и средней формы в основной школе

Страница 4

Практика общения с произведениями искусства выработала формы и приемы, которые живы и на наших современных уроках. Чтение текста, при котором исполнение - всегда его толкование, комментарии учителя или учеников, эвристическая беседа, пересказы самых различных видов, анализ, который может выглядеть как подготовка к самостоятельному исполнению, разные формы игровой деятельности, органически вытекающие из специфики данного произведения - всегда в центре диалогов и монологов урока, который учитель направляет, в котором он участвует, демонстрируя свое равноправие с учениками.

Возможности, вкусы, потребности учителя и учеников предсказывают каждому из нас на уроках конкретный прием или сочетание таких приемов. Современная программа дает возможность не только обогатить уроки произведениями, которые в нее включены, но и творчески решить вопрос о характере изучения каждого произведения, входящего в программу.

Появление имени Н. С. Лескова в школьных программах по литературе поставило методистов и учителей в сложную ситуацию: какие произведения из обширного наследия писателя выбрать и предложить учащимся для чтения.

Составители программ рекомендуют изучать наиболее известные произведения писателя: "Очарованный странник", "Запечатленный ангел", "Леди Макбет Мценского уезда". Для чтения и анализа в шестом классе средней общеобразовательной школы – сказ "Левша".

На наш взгляд, он слишком сложен для учащихся этого возраста, что приводит к довольно поверхностному осмыслению его содержания и формы. Между тем в творческом наследии Лескова значительное место занимают произведения, адресованные детям, и сам писатель может подсказать нам, что следует предложить детям и подросткам для чтения.

В журналах "Игрушечка", "Задушевное слово", "Детское чтение", в сборниках для семейного чтения Лесков опубликовал рассказы "Неразменный рубль", "Христос в гостях у мужика", "Воровской сын", "Томленье духа", "Дурачок", "Кадетский монастырь", "Пугало", "Отцовский завет", легенду "Лев старца Герасима"; предполагал напечатать сказку "Маланья – голова баранья", фрагмент из воспоминаний "Печерские антики" – "Поп Ботвиновский".

Любое из перечисленных "детских" произведений Лескова может быть рекомендовано для чтения и изучения в 5-8-х классах. Они невелики по объему, занимательны и познавательны, имеют легко узнаваемые учащимися этого возраста литературные и фольклорные жанровые "прототипы": сказка, легенда, притча, святочный рассказ. Кроме того, названные сочинения писателя дают представление о многогранности его творчества, своеобразии поэтики, позволяют вести разговор о главной лесковской теме – праведничества. Знакомство с ними в средних классах подготовит учеников к серьезному анализу произведений писателя в старших классах.

Мы предлагаем варианты уроков литературы в шестом классе по произведению Лескова "Христос в гостях у мужика".

Изучению святочного рассказа можно посвятить два урока.

Цель первого урока – познакомить учеников с жанром святочного рассказа, прочитать рассказ "Христос в гостях у мужика".

Обстоятельный анализ содержания произведения – задача второго урока.

Форма урока – беседа по «опорным» вопросам, включающая сообщения учителя. эпическое произведение урок рассказ

Непосредственное чтение рассказа Лескова следует предварить словом учителя о рождественской прозе в русской литературе XIX века. Чтобы сконцентрировать внимание учащихся, поставим перед ними вопрос: почему рассказы называются святочными?

После сообщения учителя в беседе с учениками попытаемся обозначить основные жанровые признаки святочного рассказа.

Понять святочный рассказ как жанр невозможно вне христианского контекста русской литературы, вне христианской духовной традиции, питающей светскую культуру XIX века.

Определяя жанровую специфику святочного рассказа, следует прежде всего исходить из того, что в нем воплощается христианское душевное устроение, что находит выражение в общей эмоциональной атмосфере произведения (любовь, милосердие, сострадание, смирение, упование на Бога в сложных житейских ситуациях). Христианско-нравственная проблематика преобладает в содержании святочного рассказа, построенного на осмыслении судьбы, поведения, поступка и мыслей героя в соответствии с евангельской заповедью. Святочный рассказ, поэтому моралистичен и назидателен: характеризуя жизнь и личность героя, автор предъявляет к ним высшие критерии оценки – заповеди Иисуса Христа.

Вторичными жанрообразующими признаками святочного рассказа являются: 1) приуроченность действия к Рождественским праздникам – святкам или одной рождественской ночи; 2) описание чудесных событий, которые предопределяют душевное прозрение или перерождение героя; 3) счастливая развязка.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Концепция культурологических основ содержания образования
Содержание образования есть отражение культуры определенной эпохи. В то же время существующая система высшего образования во многом построена на культурных доминантах прошлого - рациональном взгляде на мир, интеллектуализме, утилитарности. Соответствующая проекция этих принципов на содержание образования отодвигает знание о целостном мир ...

Творческий метод обучения
В 1966 году вышла в свет знаменитая книга В.Г. Разумовского "Творческие задачи по физике". В отечественной школе задачи по физике были всегда. Считалось и считается аксиомой, что физику невозможно изучить, не решая сотни и сотни задач. Но вот появляется книга, в которой утверждается, что "по-настоящему глубокие знания. нер ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru