Методические основы анализа эпических произведений малой и средней формы в основной школе

Структура образования » Методические способы изучения эпических произведений малой и средней формы в 5, 6, 8 классах » Методические основы анализа эпических произведений малой и средней формы в основной школе

Страница 7

Содержание небольшого рассказа Лескова серьезно и глубоко: писатель со своими юными читателями рассуждает о вечных общечеловеческих нравственных законах бытия.

Подводим итоги анализа содержания произведения:

1. Какие нравственные идеи воплотил Лесков в рассказе?

2. Какие христианские заповеди иллюстрирует рассказ?

Зададим ученикам вопрос, направленный на выяснение специфики жанра святочного рассказа: По каким признакам рассказ "Христос в гостях у мужика" можно отнести к святочным произведениям?

В качестве домашнего задания рекомендуем детям прочитать один из святочных рассказов Лескова: "Пугало", "Неразменный рубль", "Под Рождество обидели", "Жемчужное ожерелье", "Привидение в Инженерном замке" – и ответить на вопрос: в чем заключается нравственная идея рассказа? – а также выписать отрывок из произведения, в котором отчетливо формулируется его основная этическая мысль.

Таким образом, подводя итоги второй главы, мы можем сделать следующие выводы.

Проанализировав и сравнив программы по литературе (программы Т.Ф. Курдюмовой, В.Ф. Чертова, В.Г Маранцмана) мы выяснили, что круг изучаемых эпических произведений малой и средней формы в средних классах общеобразовательной школы по разным программам практически один и тот же и он достаточно обширен.

Программы направлены на реализацию литературного образования, новую – более раскованную и свободную - форму общения ученика с литературой и искусством вообще.

В проведении анализа эпического произведения на первый план выдвигается умелое руководство деятельностью учащихся, обобщение результатов творческих самостоятельных работ, постановка проблемных вопросов, помогающих выделить в учебном материале главное, существенное.

В заключении мы пришли к следующим выводам.

Эпос – один из трех родов художественной литературы. Конкретизируя теоретический смысл понятия «эпос», Л.И. Тимофеев на первый план выдвигает «развернутое изображение человеческих характеров, повествовательность, сюжетность, многогранность образов». К малым эпическим формам относятся рассказ, сказка, новелла, басня и т.д., к средним – повесть, поэма, к большим – роман, эпопея.

Эпические произведения составляют значительную часть школьной программы.

Эпос представлен в школе разнообразными жанрами: басня, рассказ, повесть, роман, эпопея. Но жанровые различия не должны снимать при изучении того общего, что составляет существо эпического рода литературы, – его повествовательности и способности охватить жизнь в ее объективной полноте. Эта особенность эпических произведений сказывается на целях, путях и способах работы над ними в школе.

Изучив методические способы изучения эпических произведений малой и средней формы в 5, 6, 8 классах, мы пришли к выводу, что формирование читательских качеств и читательских умений в среднем звене целесообразно формировать на знакомом литературном материале, каким для них является эпос.

Эти небольшие по объему произведения легко читаются и легко запоминаются учащимися.

Учащимся этого возраста еще трудно осознать авторскую позицию и в этом им должен помочь учитель. Он должен связать и сюжет, и образы, и приемы изображения с проблемами, которые волнуют писателя, выбрав для этого оптимальный методический вариант.

Решая проблему большей эффективности урока как средства достижения учебно-воспитательных целей, мы считаем необходимым введение в него таких формы работы, как беседу по тексту «вслед за автором», выразительное чтение наиболее понравившихся эпизодов, передающих внутренние состояние героя, словесное рисование портретов, пейзажей, иллюстрации к отдельным эпизодам, инсценирование любимых страниц, письмо от имени героя, звукозапись (музыка на литературные произведения).

Заканчивая рассмотрение содержательных и организационных аспектов таких уроков, нужно сказать несколько слов о нагрузке учащихся. Готовясь к уроку, школьники пишут доклад, реферат, рецензию. Домашние задания носят творческий характер, продолжая и углубляя тему урока, а такие задания творческого характера не только обогащают речь учащихся, но обеспечивают нравственное и эмоциональное их развитие, постоянный духовный рост и объективную эмоционально-гражданскую оценку происходящего вокруг нас.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 


Анализ содержания образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений по разделу «Семья. Родословная»
Семья — это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни и частью которого является. К сожалению, широко распространено мнение о том, что нет необходимости в специально организованном ознакомлении дошкольника с семьей. Если ребенок живет в семье, он сможет познакомиться с этим явлением в повседневной жизни. Ведущие с ...

Методика проведения логопедических занятий в рамках формирующего эксперимента
Для проведения формирующего эксперимента группа детей с общим недоразвитием речи была разделена на экспериментальную и контрольную, с учетом примерного равенства в результатах констатирующего эксперимента. При разработке методики формирующего эксперимента мы исходили как из результатов экспериментального исследования, так и из анализа пс ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru