Методические основы анализа эпических произведений малой и средней формы в основной школе

Структура образования » Методические способы изучения эпических произведений малой и средней формы в 5, 6, 8 классах » Методические основы анализа эпических произведений малой и средней формы в основной школе

Страница 5

Именно воплощение христианского душевного расположения, предопределяющее учительно-морализаторский характер повествования, – первичный жанрообразующий признак святочного рассказа. Его жанровые границы размываются, когда на первый план выдвигаются вторичные – формальные признаки (описание чуда, приуроченность действия к святкам и пр.) или вторичные содержательные признаки (социальная проблематика). В этом случае святочным рассказом писатель может назвать любое произведение, сохраняющее внешние приметы жанра, но лишенное главного христианского комплекса идей и чувств. В сущности, святочный рассказ может быть создан верующим человеком, в противном случае чаще всего появляется либо пародия на жанр (А.П. Чехов), либо социально-бытовая зарисовка (Л.Н. Андреев), либо "слащавые святочные рассказы" (по словам Л.Н. Толстого), откровенно дидактические или натуралистически страшные.

Говоря о святочных рассказах, уместно спросить, как учащиеся понимают слова "христианские заповеди" и какие заповеди Иисуса Христа они знают и помнят.

Можно написать на доске перед уроком заповеди Христа, произнесенные им в Нагорной проповеди, и предложить ученикам переписать их в тетрадь.

Важно подчеркнуть, какое значение имела христианская религия для Лескова: он был верующим человеком, убежденным в том, что "христианство есть учение жизненное, а не отвлеченное". В записной книжке писателя заповеди Иисуса Христа пересказаны своими словами: 1. Не сердитесь и будьте в мире со всеми. 2. Не забавляйтесь похотью блудной. 3. Не клянитесь никому, ни в чем. 4. Не противьтесь злу, не судите и не судитесь. 5. Не делайте различия между разными народами и любите чужих так же, как своих. Все эти заповеди в одном: все, что желаете, чтобы делали для вас люди, то делайте им".

Вторая часть урока посвящена чтению рассказа "Христос в гостях у мужика" (1881) По содержанию и форме он принадлежит "к известному типу святочных рассказов – фантастических, трогательных и назидательных".

Перед чтением зададим вопросы:

От чьего имени написаны начало и конец рассказа?

Кто рассказывает историю о том, как Христос побывал в гостях у Тимофея?

3. Почему автор воспроизводит рассказ "старого сибиряка", а не излагает сам эту историю?

Отвечая на эти вопросы, ученики обратятся к проблеме художественного мастерства писателя. Лесков вводит юного читателя в свою творческую лабораторию: "Настоящий рассказ . я сам слышал от одного старого сибиряка, которому это событие было близко известно. Что он мне рассказывал, то я и вам передам его же словами". Писатель воспроизводит устную речь человека из народа: о случившемся рассказывает "старый сибиряк". Лесков сохраняет интонации устной речи, просторечия, характеризующие речь сибиряка, неторопливость и обстоятельность повествования, используя своеобразные стилистические приемы. Такая форма повествования называется сказовой. Благодаря сказовому повествованию у читателя возникает уверенность в том, что поведанная, история правдива, что это все было на самом деле, ведь рассказчик был свидетелем случившегося чуда.

По ходу чтения вместе с учащимися составляем план рассказа.

1. Дружба "старого сибиряка" и Тимофея Осиповича.

2. Обида Тимофея.

Обещание Христа побывать в гостях у Тимофея.

Ожидание Тимофея.

5. Рождество Христово и появление дяди Тимофея.

6. История дяди.

План помогает понять особенности композиции рассказа, Важно подчеркнуть, что кульминационным моментом в сюжете произведения является эпизод ожидания и явления Христа Тимофею Осиповичу. Понять это поможет ответ на вопрос: почему рассказ называется "Христос в гостях у мужика"?

Знакомство и первоначальное осмысление произведения на этом уроке подготовят учеников к более глубокому анализу содержания, нацеленному на выявление основной нравственной идеи.

Домашнее задание может быть следующим:

1. Еще раз прочитайте рассказ.

2. Ответьте на вопросы:

а) почему Тимофей Осипович оказался в Сибири?

б) какие события в юности резко изменили жизнь героя?

в) какую обиду он затаил в душе, что стало его "навязчивой идеей"?Второй урок по изучению рассказа начинаем с беседы о Тимофее Осиповиче. Другой вариант – подготовленный рассказ одного из учеников о судьбе героя. В итоге разговора подчеркиваем, что в течение пятнадцатилетней жизни в ссылке Тимофей Осипович не забывал обиды, которую причинил ему дядя, и в его душе жило, казалось бы, неистребимое желание отомстить этому человеку. Находим в тексте слова, подтверждающие сказанное: "Вспомнит свою обиду, или особенно если ему хоть одно слово про дядю его сказать – весь побледнеет, – и после ходит смутный и руки опустит. Тогда и читать не хочет, да и в глазах вместо всегдашней ласки – гнев горит"; "но он, однако, все-таки помнил свою помнится"; "он не за деньги на дядю своего столь гневен, а за другое, – чего забыть нельзя"; " – Разве, говорит, все это можно простить. Я его в жизнь не прощу".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Характеристики общения
Рассмотрим общие характеристики общения с тем, чтобы с этих позиций охарактеризовать в дальнейшем педагогическое общение обучающего и обучающихся (учителя и учеников, преподавателя и студентов). Формальная сторона процесса речевого общения может быть охарактеризована на основе типологии речевого поведения (речи), опсанной А.А. Холодовиче ...

Познавательная активность младших школьников
Развитие личности - есть бесконечный процесс зарождения новых возможностей и превращения их в реальную действительность. Возрастные изменения в условиях обучения и воспитания детей оказывают решающее влияние не только на психику, но и на познавательную активность [10]. Дети младшего школьного возраста могут не только продуктивно усваиват ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru