Методические основы анализа эпических произведений малой и средней формы в основной школе

Структура образования » Методические способы изучения эпических произведений малой и средней формы в 5, 6, 8 классах » Методические основы анализа эпических произведений малой и средней формы в основной школе

Страница 6

Задаем вопросы: как к этому состоянию души Тимофея Осиповича относится рассказчик? Какими этическими правилами он руководствуется, уговаривая друга забыть обиду?

"Старый сибиряк" – христианин, поэтому душевное состояние Тимофея Осиповича он оценивает с христианских позиций. Здесь можно напомнить учащимся о Библии и Новом Завете.

Как чувства обиды, гнева, желание мстить воспринимаются верующим человеком?

Это – зло. В рассказе Лескова подчеркнуто: «Пока ты зло помнишь – зло живо». Зло в мире – от дьявола: "забудет он все Писание и поработает сатане мстительному".

Какие образы и цитаты из Нового Завета приводит "старый сибиряк", доказывая Тимофею свою правоту?

Прежде всего, образ Иисуса Христа является для рассказчика примером любви к людям: "И говоря, как Христа били, обижали, заплевали и так учредили, что одному Ему нигде места не было, а Он всех простил".

В учении Христа " старый сибиряк'" как самое важное и основное для человека выделяет проповедь любви: "В Ветхом завете все ветхое, а в Новом – яснее стоит: "возлюби, да прости", и это мне нравится как злат ключ, что всякий замок открывает". В Нагорной проповеди Иисуса Христа сказано (напомним ученикам содержание прошлого урока): "Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих пас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас".

Вспомним вместе с учениками, что в святочном рассказе "всегда было принято представлять сюжет, Смягчающий сердце, и трактовать этот сюжет в духе Евангелия".

В связи с этим задаем вопрос: какую заповедь Иисуса Христа нарушил Тимофей, помня зло и не прощая обидчика?

Находим в рассказе отрывок, в котором цитируется фрагмент заповеди Христа: "Так научен был мужик устроить в сердце своем ясли для рожденного на земле Христа. И всякое сердце тоже может быть такими яслями, если он исполнит заповедь: «любите врагов наших» благотворите обидевшим вас", и Христос придет в сердце его, как в убранную горницу, и сотворит себе там обитель" [39; 90].

История Тимофея Осиповича, который много лет "зло помнит" и который все-таки простил, иллюстрирует евангельскую заповедь любви и прощения.

Обратимся к центральному эпизоду рассказа: когда и как происходит перерождение Тимофея Осиповича, что этому способствовало?

После того, как герой пригласил в гости Иисуса Христа и ему "вдруг в ответ, откуда-то в ветерке розовом дохнуло: – Приду!", он живет ожиданием чудесного прихода Христа. Чудо происходит на Рождество: "А в двери на пороге стоял старый-престарый старик, весь в худом рубище, дрожит, и чтобы не упасть, обеими руками за притолки держится; а из-за него из сеней, где темно было, неописанный розовый свет светит, и через плечо старика вперед в хоромину выходит белая как из снега рука, и в ней длинная плошка с огнем, такая, как на беседе Никодима пишется . Ветер с вьюгой с надворья рвет, а огня не колышет…" Этот старик – дядя Тимофея, которого он все-таки простил и "стал навсегда мирен в сердце своем".

Почему автор сопровождает появление дяди описанием чудесных явлений?

Обратим внимание на то, что, во-первых, герои жили ожиданием чуда и оно стало для них потрясением; во-вторых, Лесков создает святочный рассказ, в котором обязательны элементы чудесного. О каком еще чуде идет в рассказе речь?

Дядя Тимофея Осиповича рассказывает о том, что произошло с ним: "Но вдруг, говорит, кто-то неведомый осиял меня и сказал: "иди, согрейся на Моем месте и поешь из Моей чаши", взял меня за обе руки, и я стал здесь, сам не знаю отколе".

Можно вместе с учениками подумать и над такими вопросами: для чего автор ввел в рассказ сибиряка описание чудесных событий? можно ли их понять реалистически? нужно ли это?

Ученикам следует напомнить о том, что они читают святочный рассказ, в котором должно "присутствовать" чудо. Мы, конечно, сумеем объяснить описания чудесных видений эмоциональным или психическим состоянием героев, напряженностью чувств, молитвенной экзальтацией. Но вряд ли подобные разъяснения необходимы: важно понять, что истинное чудо – душевное перерождение героя. Чудесное явление дяди в рождественскую ночь лишь способствовало прозрению Тимофея Осиповича, осознавшего, что зло и гнев – великие грехи: "я человек злой и грешный".

Исчерпывается ли содержание рассказа воплощением христианской идеи любви и прощения? только ли в иллюстрации евангельской заповеди следует видеть цель писателя? какие еще нравственные идеи высказывает Лесков в произведении?

Отвечая на поставленные вопросы, отметим, что писатель осуждает (вместе с героями) гордыню Тимофея: "Друг мой загордел и теперь за это путается в напрасном обольщении", – говорит рассказчик, Кроме того, с образом "старого сибиряка" связаны темы дружбы, верности, взаимовыручки. Важные для автора мысли воплощены в образе дяди Тимофея: творя зло, счастья не обрести.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений
Переход на нормативное финансирование образовательных учреждений в Саратовской области осуществляется поэтапно. 29 июля 2005 года был принят закон Саратовской области № 63-ЗСО «О порядке определения нормативов финансирования общеобразовательных учреждений в части расходов на реализацию общеобразовательных программ». Данный закон предусма ...

Характеристика процесса обучения письму в системе традиционного обучения
Одним из принципов традиционного обучения является строгое выполнение требования использования правил орфографии. Правила эти, однако, зачастую носят условный, отчужденный от языка характер и не показывают ребенку «языковой законности» того или иного написания, что совершенно необходимо для выработки осознанного отношения к письму. Научн ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru