Драматизация как сценический метод преподавания

Структура образования » Игра на уроках музыки в основной школе » Драматизация как сценический метод преподавания

Страница 1

Вопрос о сценических методах преподавания (драматизации учебного материала) поднимался в педагогических изданиях на рубеже XIX—XX вв. Первыми внедрили метод драматизации студенты Гарвардского университета, занимавшиеся во «Французском кружке» (1888). Интерес к изучению иностранных языков в Америке зародился и вырос главным образом благодаря драматическим представлениям в университетах и коллегиях; эти спектакли оказали влияние на развитие молодого драматического и сценического искусства Америки.

Метод драматизации, апробированный в учебных курсах Гарвардского университета, нашел многочисленных сторонников почти во всех университетах и женских коллегиях, школах того времени как в Америке, так и в других странах. Достаточно перечислить школы С. Холла и П. Эллиота в США, X. Финлей-Джонсон в Англии, С. Фора и М. Гайяра во Франции, «Гаубинду» Г. Литцав Германии.

Первая книга о методе драматизации была опубликована в России в 1911 г. Ее автор — американский педагог Н. Тичер. В этой книге речь идет о том, что обучение в школе не учитывает «драматический инстинкт» ребенка, поэтому американская педагогика разработала особый прием — драматизации учебного материала. Тичер выделяет особые свойства драматического метода:

1. Этот метод является не отвлеченным, а вполне конкретным методом воспитания и обучения, так как дети получают впечатления от предметов реального мира. Его достоинство заключается в том, что учащиеся приобретают различные трудовые и художественно-практические навыки.

2. Драматический метод является творческим, в американской и английской школах он используется при изучении иностранных языков, отечественной и всеобщей истории. В русской школе, отмечает Н. Тичер, этот метод может поднять интерес к изучению славянского языка.

3. В основе драматического метода лежит психологический принцип идео-моторного действия, который определяется таким образом: « .мысль о движении, даже самая отвлеченная, есть уже начало этого движения; она есть как бы начинающееся движение». Идео-моторной силой драматизации нужно пользоваться с большой осторожностью, поскольку она может принести вред здоровью (например, кинематограф). В связи с этим необходимо обращать внимание на нравственное содержание материала, который подлежит инсценированию.

4. Драматический метод важен тем, что дает понять личность другого, поставить себя на его место, поэтому применяется не только в «умственно-образовательных, но и нравственно-воспитательных целях». В результате «драматическое упражнение нравственной воли может вести к укреплению правильных нравственных отношений».

Кроме положительных сторон этого метода, Н. Тичер отмечает и трудности, связанные с его включением в практику преподавания. Во-первых, драматический метод был новым для учителей, поэтому они не всегда успешно пользовались им в процессе обучения разным школьным дисциплинам. Во-вторых, драматизацию лучше применять в начальной школе, так как на следующих ступенях обучения она уже не так захватывает учащихся.

В 1917 г. вышла книга английской учительницы X. Финлей-Джонсон1. В своей сельской школе она попыталась создать новые традиции обучения и построить новые отношения между учителем и учеником, основанные на сотрудничестве.

Первые попытки драматизации Финлей-Джонсон предприняла на уроках истории, так как считала, что дети обычно с интересом читают исторические романы и в известной степени драматизируют их в своем воображении. Существенным являлось то, что дети на ее уроках изображали реальных людей, а не мифологических и фантастических героев. Это отделило драматизацию от театрализованных представлений, школьных праздников, т. е. драматизация в первую очередь применялась как воспитательное средство.

Интересным представляются рассуждения педагога о том, что дети должны учиться петь артистически и на свежем воздухе. Для этого Финлей-Джонсон давала задание петь с определенной целью, причем драматизация пения осуществлялась на основе определенного сюжета (например, Робин Гуд и разбойники поют песню в лесу).

Страницы: 1 2 3


Гендерные различия в профессиональном самоопределении
На выбор молодыми людьми специальности в значительной степени влияют ожидания общества по поводу того, какую работу должны осуществлять мужчины, а какую — женщины. Полоролевые стереотипы могут способствовать тому, что юноши проявляют больший интерес к научно-техническим дисциплинам, а девушки более склонны к сфере искусства или обслужива ...

Теоретические основы профильного обучения в старших классах
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания "системы специализированной подготовки (профиль ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru