Дети 4-х лет, которые приходят в среднюю группу из младшей, знакомы с различными видами изобразительной деятельности, поэтому, как правило, у них развит интерес к рисованию.
Целью констатирующего этапа эксперимента стало выявление начальных знаний, умений и навыков при композиционном построении рисунка.
Ученые В.А.Езикеева, Р.Н.Чуднова, В.Я.Кионова и другие отмечают, что если с детьми не ведется специальная работа, то у них наблюдается слабый, односторонний интерес к иллюстрациям в книгах, дети не обращают внимание на средства художественной выразительности. Этот фактор негативно сказывается при создании детьми сюжетных композиций в своих рисунках.
Констатирующий этап эксперимента имел следующие задачи:
1. Выявить у детей уровень восприятия художественной иллюстрации.
2. Определить уровень овладения детьми изобразительной деятельностью.
Исследование проводилось на базе ДОУ № 57 г.Сызрани. За экспериментальную и контрольную группы были выбраны 16 детей средней группы (Приложение 1). Эксперимент проходил в период с декабря 2007 года по март 2008 года.
Констатирующий эксперимент состоял из двух этапов.
Первый этап эксперимента включал в себя диагностику выявления уровня художественного восприятия иллюстраций детьми среднего дошкольного возраста.
Основные показатели художественного восприятия книжной иллюстрации детьми среднего дошкольного возраста- следующие.
o Устойчивый интерес, увлеченность, желание внимательно рассматривать иллюстрации. Эмоциональный отклик на художественный образ, сопереживание герою, ассоциация его чувств с собственными.
o Правильное соотнесение иллюстрации с текстом и жанром данного литературного произведения. Понимание единства содержания и средств художественной выразительности книжной графики: рисунка, передающего характер образа ( с помощью линий, штрихов, передается образ предмета, животного, человека, позы, движения, жеста, мимики); колорита - цветовой согласованности как средства передачи настроения героев, сезона или времени суток, подчеркивание главного; выделение главного в композиции. Понимание особенностей использованных художником средств выразительности в зависимости от жанра и стиля литературного произведения. Видение индивидуальной творческой манеры изображения.
o Представления о книжной графике, её особенностях (связь с текстом), знание средств художественной выразительности, имен 2-3 художников – иллюстраторов и произведений, которые они иллюстрировали.
Диагностика проводилась в доверительной, естественной для детей обстановке. Дети были разделены на подгруппы.
Методика проведения диагностики.
Экспериментатор читал детям сказку «Колобок» с показом иллюстраций Ю.Васнецова и Е.Рачева (Приложение 2).
По окончании чтения, детям предлагалось внимательно рассмотреть иллюстрации, сравнить их.
Педагог задает вопросы:
Кто нарисовал эти иллюстрации?
Если бы не было этих картинок, сказка была бы такой же интересной?
Что изображено на этих иллюстрациях? Кто изображен главным?
Какие характеры у персонажей иллюстраций?
Как изображены персонажи у художников? Одинаково или нет?
Какое время года на иллюстрациях? Как вы определили?
Специфика детского изобразительного
творчества и его формирование
детский художественный творчество изобразительный Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность детей в дошкольном учреждении. Формирование у детей тв ...
Развитие физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста
Дыхание – физиологический процесс, не зависимый от сознания человека, основанный на вдохе и выдохе. Еще в древности понятия «дыхание», «дух», «вдохновение» были тесно взаимосвязаны. Дыханию приписывали роль посредника между «душевным» (соответственно «духовным») и «телесным». Древние греки считали, что душа человека находится на диафрагм ...