Воспитание и школы

Страница 4

Эти учебные заведения просуществовали около 100 лет. В 1292 г. насчитывалось 12 таких школ, в том числе одна для девочек, в 1380 г. - 63 школы, включая 22 женских; учились дети представителей высших сословий. К концу школы они приобретали умения читать, писать и много знали латинскую грамматику. Выпускник получал звание клирика, что в дальнейшем позволяло ему стать учителем или священнослужителем.

Городские школы рождались и из системы ученичества из цеховых и гильдейских школ, а также школ счета для детей торговцев и ремесленников. Возникшие цеховые школы содержались на средства ремесленников и давали общеобразовательную подготовку (чтение, письмо, счет). Обучение велось на родном языке. Сходная программа была и у возникших в то же время гильдейских школ.

Появляются городские школы, где преподавание ведется на латинском и родном языках, а также аналогичные учебные заведений для девочек.

Городским школам пришлось преодолевать жестокий надзор церкви. Католическая церковь справедливо видела в них опасных конкурентов церковному образованию. Сначала городские школы находились под властью церкви. Церковники урезали программы. Постепенно, однако, города избавились от подобной опеки, отвоевывали право определять программу, назначать преподавателей. Городскую школу открывал нанятый общиной педагог, которого часто именовали ректором. Ректор сам подбирал себе помощников. Учителями становились поначалу, прежде всего духовники, позже - бывшие студенты университетов. Учителя получали плату деньгами и натурой. По истечению контракта педагогов могли уволить, и они подыскивали работу в другом месте.

Программа носила более прикладной характер, чем в церковных школах. Кроме латыни изучались арифметика, элементы делопроизводства, техника, естественные науки.

Происходило разделение городских школ. Школы счета, давали элементарное образование и готовили в латинские (городские) школы. Латинские школы и ряд других учебных заведений давали образование повышенного типа. К ним относились, например, возникшие во Франции коллеги были светские учебные заведения, которые служили связующим звеном между начальным и высшим образованием. До середины XV в. коллегиями пользовались дети малоимущих слоев населения. В дальнейшем они становятся для учебных заведений при университетах.

Важной вехой в развитии науки и образования создание университетов.

Университеты родились в системе церковных школ XI начале XII в. отдельные кафедральные и монастырские школы превращаются в крупные учебные центры, которые затем становятся первыми университетами. Например, возник Парижский университет (1200), который вырос из Сорбонны - богословской школы и присоединившихся к ней медицинской и юридической школ. Подобным же образом возникли другие европейски! университеты: в Неаполе (1224), Оксфорде (1206), Кембридже, Лиссабоне (1290). Сеть - их быстро расширялась. Университеты учреждались и светской властью.

Рождение и права университета подтверждались привилегиями - особыми документами, подписанными римскими папами или царствующими особами. Привилегии закрепляли университетскую автономию (собственный суд, управление, право дарования ученых степеней и пр.,), освобождали студентов от военной службы и т.д.

В XIII в. в Европе насчитывалось 19 университетов, в следующем столетии к ним добавились еще 25.

Рост университетского образования отвечал велению времени.

Появление университета способствовало оживлению общественной жизни, торговли и увеличению доходов. Поэтому города охотно соглашались на открытие университетов.

Открытие университета оговаривалось определёнными условиями. Порой городская община назначала конкретный минимум учащихся. Например, город Винченца (Италия), учредив в 1261 г. университетский курс каноническогокого права, согласился оплачивать труд профессора при наличии у него не менее 20 студентов.

Церковь стремилась удержать университетское образование под свое влиянием. Ватикан являлся официальным покровителем многих университетов. Главным предметом в университетах богогословие. Преподавателями почти сплошь служили выходцы из представителей духовного звания. Ордена францисканцев и доминиканцев контролировали значительную часть кафедр, держала в университетах своих представителей – канцлеров, которые находились в прямом подчинении у архиепископов. Университеты раннего Средневековья по программе, организации и методам обучения играли роль светской альтернативы церковному образованию. Важной чертой университетов являлся их в известной мере наднациональный, демократический характер. Так, на скамьях Сорбонны сидели люди всех возрастов из многих стран. Для организации университета не требовалось больших затрат. Годились практически любые помещения. Вместо скамей слушатели могли располагаться на соломе. Студенты нередко выбирали профессоров из своей среды. Порядок записи в университет выглядел весьма вольным. Обучение было платным. Студенты-бедняки снимали для жилья каморки, перебивались случайными заработками. К XIV в. даже сложилась особая категория странствующих студентов, которые неоднократно перебирались из одного университета в другой. Но выросло немало подвижников науки и образования.

Страницы: 1 2 3 4 5


Анализ результатов по проблеме исследования
Для старшего дошкольного возраста доступны понятия хороших и плохих поступков. Под хорошим поведением они подразумевают прилежное отношение, полезный труд, соблюдение элементарного порядка, проявление вежливости, дружбу со сверстниками, честность и правдивость. Чем раньше для себя ребенок начнет усваивать такие навыки и привычки, которые ...

Модель формирования пространственного образа
Первым шагом на любом этапе познания, в том числе и при формировании представлений, является восприятие, «живое созерцание» определённой визуальной информации, например, чертежа, схемы, модели, рисунка и т.п. Для того чтобы сделать его действенным, необходимо не просто смотреть на предлагаемые для восприятия зрительные образы, а видеть з ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru