Источники и предпосылки педагогического творчества

Структура образования » Творческая деятельность учителя » Источники и предпосылки педагогического творчества

Страница 5

Если учитель не подвергает свой труд глубокому анализу, то накапливаемый им опыт « догматизирует его педагогическое мышление, награждает его, наряду с известной опытностью, и определенной долей профессиональной косности». Неспособность к научному анализу педагогических явлений ведет к механическому заимствованию чужого опыта, к излишне доверчивому отношению к любой методической рекомендации и столь же легкому отказу от нее под влиянием новой статьи, новой установки. Этим, очевидно, можно объяснить те случаи, когда молодой учитель быстро приспосабливается к устаревшим формам работы, оказывается не в состояние выработать собственный индивидуальный стиль деятельности.

Чтобы стать мастером, преобразователем, творцом, учителю необходимо овладеть закономерностями педагогического процесса, его глубинными основаниями и механизмами. Это позволит ему педагогически мыслить и действовать, вычленяя составленные элементы педагогического процесса, осмысливать каждую часть в связи с целым, находить в теории обучения и воспитании идеи, выводы, принципы, адекватные логике рассматриваемого явления; правильно диагностировать явление – определять, к какой категории психолого-педагогических понятий оно относится; находить основную педагогическую задачу (проблему) и способы ее оптимального решения.

А. С. Макаренко утверждал, что ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Выше всего они ценят в педагоге уверенное и четкое знание, умение, искусство, золотые руки, не многословие, полное отсутствие фразы, постоянную готовность к работе, ясную мысль. Настаивая на том, что педагогическое творчество не является свойством только талантливых людей, А. С. Макаренко говорил: «… я себя не считал и не считаю сколько-нибудь талантливым педагог… Но я много работал, считаю себя работоспособным, я добивался освоения этого мастерства, сначала даже не верил, да есть ли такое мастерство или нужно говорить о так называемом педагогическом таланте. Но разве мы можем положиться на случайное распределение талантов? Сколько у нас таких особенно талантливых воспитателей? И почему должен страдать ребенок, который попал к неталантливому педагогу? Нужно говорить только о мастерстве, то есть о действительном знании воспитательного процесса, о воспитательном умении. Я на опыте пришел к убеждению, что решает вопрос мастерство, основанное на умении, на квалификации».

Страницы: 1 2 3 4 5 


Психологические основы творчества и творческие способности
Вопрос о присутствии у человека творческого начала и потребности в самореализации являлся и является актуальным с древних времен и до нашего времени. Способность творить - что это, данность или результат огромных усилий личности на пути развития и самосовершенствования? Однозначного ответа на этот вопрос не существует и вряд ли кто-либо ...

Игра с дидактическими игрушками
Дидактические игры занимают относительно большое место среди других видов самостоятельных игр детей раннего возраста. Они требуют пристального руководства со стороны взрослого. Одним из главных компонентов этого руководства является правильный подбор дидактических игрушек и материалов, их размещение в групповой комнате и порядок предоста ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru