Всякая научная теория, и педагогика в этом отношении не составляет исключения,- результат абстрагирующей деятельности мышления. Абстрагирование позволяет представить в форме системы научных понятий изучаемую область действительности и ее закономерности. Система педагогических понятий при этом облекается в свойственную науке аналитическую форму, предполагающую расчленение педагогического процесса на отдельные элементы. В этом сила и ценность научного познания.
Реальная же практика педагогической работы обладает иной логической структурой. В ней все представлено в синтетической целостности, усложнено многочисленными связями и отношениями. Любой педагогический факт является частью целостной динамической системы. Таким образом, структура и логика реального педагогического процесса не совпадает со структурой и логикой научной системы педагогических понятий. Это противоречие преодолевается благодаря обобщению педагогического опыта. Процесс обобщения помогает абстрагироваться от сугубо индивидуальных моментов, имеющих место в той или иной педагогической ситуации, от тех отношений и связей, в системе которых находится конкретный педагогический факт в реальной ткани педагогического процесса. Только опыт достаточно высокого уровня обобщенности дает объяснение закономерностей и механизмов педагогической деятельности.
Различаю массовый и передовой педагогический опыт.
Всякий опыт есть взаимодействие обобщенного субъекта с внешним миром и результат этого взаимодействия. Педагогический опыт представляет собой такой тип обобщенных практических отношений и деятельности, конечным результатом которого выступает перевод человеческой культуры и индивидуальную форму существования. Массовый педагогический опыт соединяет в себе реальную педагогическую действительность в целом, отражая нормативный уровень ее развития и функционирования.
«Передовым можно считать лишь такой опыт, который является результатом творческого поиска школ и учителей, открывает новые педагогические ценности, раннее неизвестные педагогической науке и практике, или существенно модифицирует применительно к современным задачам обучения и воспитания детей и молодежи существующие формы, методы и приемы учебно-воспитательной работы».
По своему объективному смыслу и значению передовой педагогический опыт может нести в себе открытие, изобретение либо усовершенствование, модернизацию, адаптацию тех или иных педагогических идей к решению определенного класса учебно-воспитательных задач.
Творцы передового педагогического опыта достигают успеха потому, что они сознательно или интуитивно строят свою работу на основе объективно действующих законов. Вот почему, изучая и обобщая передовой опыт, важно выделять педагогические закономерности, которые удачно использовал учитель. Закон - отражения объективных внутренних, необходимых, устойчивых связей между явлениями, выражающими их самоорганизацию, порядок или последовательность изучения и развития. Закон выражает сущность, а в сущности своей все явления и процессы противоречивы. Закон должен схватить, выразить эти противоречия и тем самым дать ключ к их преодолению.
Понятие передовой опыт имеет не только абсолютное, но и относительное значение. То, что давно освоено одним учителем или педагогическим коллективом, может быть перспективным, передовым для другого. Каждый опыт несет на себе печать индивидуальности педагога и местных особенностей. Знакомясь с ним, другие учителя по-своему воспринимают его и по-своему, затем применяют. В связи с этим возникает сложная проблема – умение вписать творческие находки конкретных учителей в целостную систему учебно-воспитательного процесса ( В. В. Краевский, М. Н. Скаткин, Я. С. Турбовской).
Учебная задача как предмет эвристической деятельности
Эвристические функции мышления реализуются в учебном процессе как познавательно-продуктивная деятельность по усвоения методов конкретной учебной дисциплины. В ходе такого познания большое значение имеют учебные задачи, которые призваны имитировать реальную действительность, выполняя различные дидактические функции и, прежде всего, формир ...
Общение как неотъемлемая часть педагогического творчества
Очень важным компонентом педагогического творчества является способность преподавателя адаптировать особенности своей личности к определенной образовательной системе, а также вырабатывать навык общения и способность работать с учеником в творческом сотрудничестве. Если проанализировать педагогический процесс в целом, то он распадается на ...