Источники и предпосылки педагогического творчества

Структура образования » Творческая деятельность учителя » Источники и предпосылки педагогического творчества

Страница 1

« Творчество,- писал Б. Г. Ананьев,- это специфически человеческая деятельность, принципиально новая, преобразующая действительность».

Новаторство и творчество всегда были в традиции учительства. В. А. Сухомлинский, обращался к руководителям школ со словами: « Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю радость, чтобы повседневное проведение уроков не превратилось в скучную, однообразную повинность, ведите каждого учителя на счастливую тропинку творчества»7.

Действительно, педагогическая деятельность по самой своей природе носит творческий характер. Обращаясь к решению неисчислимого множества типовых и оригинальных педагогических задач, учитель, так же как и исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристического поиска: анализ педагогической ситуации (диагноз), проектирование результатов в сопоставлении с исходными данными (прогноз), анализ имеющихся средств, пригодных для достижения искомого результата , конструирование и реализация учебно-воспитательного процесса, оценка полученных данных, формулирование новых задач.

В свете сказанного становится очевидным, что уже со студенческих лет у будущего учителя должны быть сформированы рационально обобщенные приемы и исследовательский стиль умственной деятельности: умение строить умозаключения по дедукции, инструкции, аналогии; определять последовательность операций и действий в деятельности; строить и проверять гипотезу; разрабатывать программу наблюдения, опыта и эксперимента; устанавливать главные связи и отношения между педагогическими явлениями; обрабатывать и систематизировать полученные факты, осмысливать и формулировать выводы; принимать самостоятельные и научно обоснованные решения; ясно, точно и сжато излагать мысли.

Видный советский дидакт М. А. Данилов выделил два источника педагогического творчества. Первый из них - практическая деятельность учебно-воспитательного характера, ее успех находится в прямой зависимости от педагогических находок , догадок, открытий. Эта сфера первичных педагогических изобретений и открытий, подлинного новаторства учителей, воспитателей. Второй источник – исследования педагогического процесса, его содержания и методов. Здесь на первый план выступают теоритические методы и эксперименты, приводящие к более широким и точным научным выводам.

Непременным условием педагогического творчества является активная восприимчивость к рекомендациям науки и опыту новаторов. Такая восприимчивость, осознаваемая и переживаемая как внутренняя потребность учителя, приводит к формированию у него своеобразного инновационного мышления.

Как правило, учитель, даже очень хороший, владеет не всеми методами и приемами работы, а подходит к ним избирательно, «примеряя» их к себе и отбирая в соответствии со своими индивидуальными особенностями. Оценивая главное и существенное, благодаря чему учитель достигает успехов, мы видим, что один применяет свои подходы, другой использует совсем иную инструментовку. Один учитель считает главным сделать учебный процесс интересным для ребят, другой захватывает учеников четкой логикой преподавания, третий поставил во главу угла динамическую наглядность. Для таких учителей их искусство и мастерство дополняются эрудированностью в определенной области педагогики, знание научных основ той проблемы, которой они отдали все силы и внимание. Это позволит самому учителю и окружающим признать его как высококвалифицированного специалиста в данной области, к которому обращаются за советом и помощью и опыт которого изучается и распространяется не только в самой школе, но и за ее пределами. Подобные специалисты становятся известными в педагогических кругах: они составляют основное ядро участников педагогических чтений на разных уровнях, являются авторами статей в педагогических и методических журналах.

Страницы: 1 2 3 4 5


Баскетбол как метод физического воспитания
Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений. Они формируют умения схватить, удержать, бросить предмет, приучают рассчитывать направление броска, согласовывать усилия с расстоянием, развивают выразительность движения, пространственную ориентировку [11, ...

Культурологическая концепция
Культурологический подход к проектированию личностно-ориентированного образования разрабатывается в научной школе, руководимой Е.В. Бондаревской, и состоит в следующем. Его теоретические предпосылки созданы русской классической педагогикой, которая, будучи органической частью духовной культуры общества, стремилась привнести ее идеалы и ц ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru