Успешность обучения детей в школе зависит от многих факторов. Важнейшими среди них являются компоненты психологической готовности:
— уровень развития познавательных процессов (мышление, внимание, память);
— уровень развития волевой сферы (произвольность, усидчивость, старательность);
— уровень развития тонкой моторики.
Проводимое при наборе детей в школу психологическое тестирование ставит задачу отследить детей, имеющих низкий уровень готовности к обучению с целью своевременного оказания необходимой психологической и педагогической поддержки.
Таблица 4
Сопоставительный анализ готовности детей к школе по классам, в % (исследование Н. Н. Кушнаревой в Ростовской СШ № 83, 1999 г.)
Класс |
Уровни готовности | ||
высокий и выше среднего |
средний |
ниже среднего и низкий | |
1 а |
56 |
29 |
17 |
1 б |
39 |
39 |
22 |
1 в |
38 |
54 |
8 |
1 г |
9 |
56 |
35 |
1 д |
— |
66 |
34 |
Среднее значение |
28 |
48,8 |
23,2 |
Преобладание средней, низкой и крайне низкой готовности детей к школе побуждает нас вести мониторинг их адаптации к обучению.
Адаптация — постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды и результат этого приспособления. Школьная адаптация — приспособление ребенка к новой системе социальных условий, к новым межличностным отношениям, к новым требованиям, в том числе когнитивным, новым видам деятельности, новому режиму жизнедеятельности. Успешная адаптация в начальной школе является залогом успешного психического, личностного и социального развития.
В педагогической практике оправдали себя следующие этапы работы по адаптации:
1. Диагностика учащихся первых классов на предмет успешности адаптации к начальной школе (конец 1 четверти).
1.1. Опрос педагогов, работающих в классах, на предмет выявления плохо адаптированных учащихся.
1.2 Тестирование детей:
а) мотивация учения;
б) рисунок «Что мне больше всего нравится в школе»;
в) изучение самооценки (шкалы: «Здоровье», «Характер», «Счастье», «Ум» Дембо—Рубинштейна).
2. Выявление по результатам диагностики детей, плохо адаптирующихся к школе.
3. Коррекция процесса адаптации — тренинг с такими учащимися для создания условий успешной адаптации (II — III четверть).
Задачи коррекции:
— развитие когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения;
— развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления оптимальных отношений со сверстниками и педагогами;
— формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной Я-концепции, устойчивой адекватной самооценки и низкого уровня школьной тревожности.
4. Повторное тестирование с целью определения успешности коррекционных мероприятий.
Например, в 2009 году было проведено повторное тестирование первоклассников в ноябре, и результаты активной работы педагогов с учащимися стали очевидны (табл. 5).
Методы и приемы формирования нравственно-экологического опыта у подростков
Нравственные качества как совокупность психических состояний, процессов и свойств представляют собой сложные личностные образования, в структуре которых выделяют потребностно-мотивационный, интеллектуально-чувственный и поведенческо-волевой компоненты. Их формирование носит интегративный характер и представляет собой процесс сочетания, о ...
Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента
Речь играет исключительно важную роль в формировании высших психических функций у ребенка. Выполняя функцию общения ребенка со взрослым, она является базой для развития мышления, обеспечивает возможность планирования и регуляции поведения ребенка, организации всей его психической жизни, влияет на развитие личности в целом. Уровень развит ...