Предметно-развивающая среда как компонент единого образовательного пространства

Структура образования » Предметно-развивающая среда как условие развития речи детей дошкольного возраста » Предметно-развивающая среда как компонент единого образовательного пространства

Страница 1

В начале нового тысячелетия назрела насущная потребность в модернизации одного из важнейших институтов социализации человека – системы образования. Опора на естественнонаучные принципы при организации жизнедеятельности ребенка должна помочь в решении многих проблем современного образовательного учреждения. Это требует от педагога пересмотра традиционных тактик и стратегий, выбора новых форм и методов работы.

Образовательное пространство необходимо организовать так, чтобы, с одной стороны, успешно решались образовательные и воспитательные задачи, а с другой – не наносился вред здоровью ребенка, обеспечивались нормальный процесс роста и развития организма, расширение его адаптивных возможностей.

Многочисленные издания последних лет свидетельствуют о все возрастающей приверженности ученых к термину "пространство": единое образовательное пространство, воспитательное пространство, культурно-образовательное пространство, пространство детства и т.д. (С. Бондырева, Е. Бондаревская, Н. Селиванова и др.). Каждый из терминов представляет собой реально существующий феномен, включающий в себя определенный перечень элементов, характеризующий ту или иную сферу человеческой деятельности.

В педагогических исследованиях, начиная с 80-х гг. ХХ в., особое место уделяют влиянию окружающего мира на условия развития личности и организацию педагогического процесса. Однако сам термин "пространство" не употребляется. Вместо него речь идет о "ситуации" или "среде". Хотя с тех пор ситуация изменилась и термин "пространство" применительно к проблемам организации обучения и воспитания используется достаточно широко, до настоящего времени можно столкнуться с фактами неразличения или смешивания данных понятий.

Один из наиболее эффективных способов организованного целенаправленного влияния среды на детей – развитие, обучение и воспитание через особую педагогически целесообразную организацию и наладку окружения тех, кто, взаимодействуя с этим окружением, получает образование.

Обобщая современные тенденции применения термина "пространство" в отечественной педагогике, можно согласиться с М. Виленским и Е. Мещеряковой, которые выделили две тенденции педагогических исследований по анализируемой проблеме, не противоречащие друг другу. Во-первых, стремление современных исследователей рассматривать педагогические явления в рамках единого образовательного пространства. Во-вторых, выделение и изучение отдельных подпространств – социального, дидактического, воспитательного, индивидуального.

Общей для описанных выше подходов к определению понятий "среда" и "пространство" является попытка анализа с точки зрения личности. Последняя является основной точкой отсчета, центром, вокруг которого расположены в различной последовательности "среда", "пространство", "условия" и т.п. Не случайно, что на начальном этапе исследований одним из основных использованных понятий было "окружение". Оно более откровенно транслирует ведущую методологическую посылку этих подходов. Действительно, если принять, что личность, индивид, человек, обладает особенными, принципиально отличными от прочих качествами, то можно будет согласиться с рассмотрением ее в качестве центра, вокруг которого вращается остальной мир, выстраиваются среды, пространства и т.д.

Пространственная организация среды положительно влияет на гармоническое развитие личности. Поэтому одной из важнейших педагогических проблем является влияние пространственной организации среды на гармоническое и здоровое развитие ребенка.

Известный украинский ученый Е. Кононко оценивает среду с точки ее полезности для развития дошкольника. По ее мнению, создавая развивающую среду, следует учитывать важнейшие для личного развития дошкольника параметры: мировоззрение ребенка, его самосознание, переживания, проявление волевого поведения, базовые личностные качества, интересы и потребности.

Страницы: 1 2 3


Логопедическая помощь детям-мигрантам в освоении русского языка
Северный Кавказ является сложным конгломератом этносов, верований, уникальных традиций. Его поликультурнос пространство еще более осложнилось после начала известных «чеченских кампаний». Сейчас во многих школах Краснодара, Пятигорска, Ставрополя, Армавира, Ростова число детей из семей мигрантов достигает 5 и более процентов. Все это осло ...

Рабочее время и творческий потенциал учителя
Учитель имеет права учить до тех пор, пока учиться сам. Это профессиональная заповедь становиться как никогда актуальной в наш век, тогда ничто, пожалуй, не стареет так быстро, как знание. В наше время чрезвычайно динамично, и учителю нельзя останавливаться в своем научном, духовном и идейном росте, нельзя превращаться в верстовой столб, ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru