Раздельное обучение в советской школе

Страница 1

Многие психологи сегодня приходят к весьма прозаичной мысли: изменение традиционных моделей поведения чревато отрицательными последствиями. Порой эти последствия бывают неочевидны, но это не значит, что их нет вовсе. Для примера возьмем ситуацию вокруг совместного обучения.

Еще в дореволюционной России длительное время практиковалось раздельное обучение юношей и девушек в мужских и женских классических гимназиях, коммерческих училищах и учебных заведениях других типов. Юношей готовили к государственной военной службе, к занятию коммерцией, наукой, преподавательской деятельностью в высших и средних учебных заведениях. К началу ХХ в. Не только в России, но и во многих ругих странах Западной и Центральной Европы именно мужчине отводилась ведущая роль во всех сферах общественной жизни. Женщина же должна была посвятить себя в основном семье, поэтому школьное образование девочек соответствующем образом отличалось по своему содержанию от подготовки мальчиков.

Советская власть с первых же лет своего существования демонстрировала совершенно иной подход к школьной политике. В партийной программе РКП (б) принятой на VIII большевистском съезде в марте 1919 г., говорилось о необходимости совместного обучения детей обоего пола. Мотивировалось это стремлением устранить существовавшее до революции неравноправие мужчин и женщин. В соответствии с этим Народный комиссариат просвещения РСФСР ввел 31 мая 1918 г. в школах страны обязательное совместное обучение мальчиков и девочек, просуществовавшее без изменения ровно четверть века – до лета 1943г.

В конце №0-х гг. ХХ в., по мнению руководства страны, возникла необходимость усиление в массах патриотических мотивов. Данный шаг оказал воздействие на всех сфер государственной и общественной жизни СССР, затронув и школьную политику. Именно в этот период в окружении И. В. Сталина вызрела идея вернуться к раздельному обучению мальчиков и девочек. В результате в школе произошли такие визуальные изменения, как, например, введение специфической школьной формы для мальчиков с фуражкой, гимнастеркой и поясным ремнем солдатского типа, вызывающих аналогии с униформой дореволюционных российских гимназистов.

Впервые на повестку дня вопрос о введении раздельного обучения был поставлен накануне Великой Отечественной Войны. Но восстановили раздельное обучение лишь в конце 1942-середине 1943гг.

Раздельное обучение в советской школе вводилось постепенно и поэтапно. Первым шагом на этом пути стало принятие Советом Народных Комиссаров СССР постановления от 24 октября 1942 г., на основании которого раздельное обучение мальчиков и девочек вводилось в начальной школе и на занятиях допризывной военной подготовке. Дети и подростки разного пола изучали эту дисциплину по различным программам начиная с V класса. Для дальнейшего эффективного осуществления этой задачи в рамках всей школьной системы Отделом школ ЦК ВКП (б) и Народным комиссариатом просвещения РСФСР была подготовлена докладная записка "О введении раздельного обучения мальчиков и девочек в неполных средних и полных средних школах СССР". В ней обосновывалась необходимость предстоящих преобразований.

По мнению авторов записки, основная задача совместного обучения, введенного в мае 1918г. – ликвидировать дискриминацию женщин – за 25 лет советской власти была выполнена. Одним из аргументов в пользу введения раздельного обучения в 1943 г. стало утверждение о том, что природа детей в зависимости от половой принадлежности различна, поэтому девочек надо учить иначе, чем мальчиков, учитывая особенности их физиологии. Кроме того, говорилось о необходимости укрепления дисциплины в школах и устранения ″не всегда здоровых взаимоотношений, создающихся между мальчиками и девочками при совместном обучении″. Здесь имелось в виду психологические особенности поведения разнополых детей и подростков, находящихся в рамках единых коллективов.

Страницы: 1 2 3


Психолого-педагогическая коррекция у детей с ММД
Общий принцип работы с детьми, имеющими легкие функциональные нарушения в работе мозга, заключается в том, что при обучении и организации их деятельности нужно максимально учитывать и обходить их дефект. Зная, что работоспособность мозга наращивается и нормализуется по мере взросления ребенка и при отсутствии переутомления, необходимо об ...

Практическое изучение преподавания сказок Абрамцевой Н.К. в начальной школе
В экспериментальном исследовании приняло участие 55 детей младшего школьного возраста (от 9 до 11 лет), 24 из которых составили экспериментальную группу, а 24 – контрольную. Сроки проведения исследования: экспериментальное исследование проводилось с 7 декабря по 19 декабря 2009 года. Цель экспериментального исследования: теоретически опи ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru