Специфические особенности музыкального образования Донского края

Структура образования » Становление музыкального образования в ХХ веке » Специфические особенности музыкального образования Донского края

Страница 2

Общим содержанием технологий и задач музыкального образования во всех его формах является освоение музыкальных ценностей, приобщение к миру музыки и музыкальному искусству во всех его аспектах с целью гармонического развития личности, ее духовной культуры, формирования чувственно-эстетической стороны ее мировоззрения и всего духовного мира. Эту задачу можно условно разделить на две задачи разных уровней. Задача-минимум — воспитание музыкально развитых, сведущих и понимающих слушателей музыки. Этой задаче придавали огромное значение Б. Асафьев, Д. Кабалевский и др. Задача-максимум - подготовка высококвалифицированных специалистов в области музыкального образования - музыкантов-профессионалов. Очевидно, что эти две задачи взаимосвязаны. К сожалению, для многих педагогов музыкального образования характерна тенденция противопоставления массового и общего музыкального образования. Носители этой тенденции недооценивают связь и взаимную обусловленность этих двух форм и ступеней образования. Между тем развитие этой тенденции ведет к снижению уровня музыкального образования в целом. Массовое общее музыкальное образование и выявляет музыкальные таланты, поставляет их специальному образованию для профессионального обучения.

Особо важно для становления личности начальное музыкальное образование в общекультурной подготовке в школе. Главные элементы, принципы, методы, темы и задачи, определяющие его содержание, представлены в программе по музыке для средней школы, разработанной под руководством Д. Кабалевского.

Программа, составленная в 90–ые годы, имеет много преимуществ, но ряд ее положений требует корректив в соответствии с требованиями времени.

Урок музыки в школе имеет как общие черты с другими уроками, определяемые общими принципами и правилами работы общеобразовательной школы, так и специфические особенности, определяемые его предметом — музыкальным искусством. Эти особенности выражаются в следующем: важнейшая роль отводится чувствам и эмоциям; комплексному воздействию музыки на учеников (на их психику, моторику, физиологию); единству эмоционального, художественного и сознательного отношения к музыке. Необходимо заметить, что эффективность уроков музыки зависит не столько от программы и методик, сколько от особенностей личности педагога, его профессиональных знаний и педагогического мастерства.

Музыкально-педагогическая деятельность сложна и требует разносторонне подготовленных музыкантов-педагогов, творческих, ярких личностей. Б.Асафьев отмечал: “Музыкальный педагог в общеобразовательной школе не должен быть “спецом” в одной какой-либо области музыки. Он должен быть и теоретиком и регентом, но в то же время и музыкальным историком, и музыкальным этнографом, и исполнителем, владеющим инструментом, чтобы всегда быть готовым направить внимание в ту или иную сторону. Главное же, он должен знать музыкальную литературу, то есть музыкальные произведения в возможно большем количестве…".

Универсальности и уникальности музыкально-педагогической деятельности должно соответствовать многообразие ее методов - как общепедагогических, так и специфических. Наши известные музыковеды выделяют почему-то всего три-четыре таких метода, вроде “забегания” вперед и “возвращения” к пройденному, “размышлений о музыке", эмоциональной драматургии”, “создания композиций” (хотя, строго говоря, эти действия едва ли соответствуют научному понятию метода). Однако подобное сужение методического многообразия или выпячивание отдельных методов, приемов преподавания неизбежно сковывает творческие возможности учителя и учеников, ведет к механическому однообразию, скуке, снижению эффективности и искажению задач педагогического процесса. С другой стороны, никакая формальная методика не может быть панацеей в разрешении многообразных педагогических вопросов и ситуаций, не заменит творческую изобретательность, импровизацию педагога.

Система музыкального образования в организационном плане представляет собой сложную структуру, включающую многообразные формы и уровни музыкального воспитания и обучения. Управление системой осуществляют и соответствующие учреждения: министерство образования, министерство культуры, отделы и органы культуры областных, городских, районных администраций, государственные и частные детские музыкальные школы и школы искусств, музыкальные училища, институты, консерватории, академии, лицеи, гимназии; курсы и кружки музыкальной самодеятельности; предмет “музыка” в общеобразовательных государственных и частных школах разного уровня.

Страницы: 1 2 


Педагогически запущенные дети
В младшем школьном возрасте в развитии запущенности главную роль начинают играть школьные факторы: непосильность требований, перегрузка учебными заданиями, негативная оценка результатов учения, негативное стимулирование поведения. Возникает дидактическая запущенность. В этом случае при наличии неблагоприятной ситуации развития в семье, д ...

Педагогика и эвристика
Одной из основных целей общего образования является развитие системы познавательно-продуктивных качеств мышления, которые являются составляющими творческого потенциала и в совокупности определяют умение осуществлять эвристическую деятельность, одну из главных видов интеллектуальной деятельности человека. Между тем непосредственного отраж ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru