Специфические особенности музыкального образования Донского края

Структура образования » Становление музыкального образования в ХХ веке » Специфические особенности музыкального образования Донского края

Страница 1

Культура донского казачества уникальна, как уникальна сама социальная общность, ее породившая. Она появилась благодаря сплаву многих элементов очень разных культур - славянской, монгольской, тюркской, греческой, армянской и др.

Самая крупная жемчужина в сокровищнице донских казаков - это донской фольклор. На Дону не возникло новых жанров устного народного творчества, однако жанры общерусского фольклора получили здесь оригинальное развитие.

Фольклор донских казаков нередко называют фольклором профессиналов военного дела. Действительно, в нем много походных, военных песен, отличающихся суровостью напева. Но и лирических песен (любовных, семейных, гулебно-плясовых, охотничьих, хороводных и др.) - тоже немало. (Перечень фольклорных песен указан в Приложении)

Культура донских казаков включает в себя окрашенную местным колоритом православную обрядность. В народных обычаях, гуляньях, которые ей сопутствовали, заметны и языческие черты: как ни препятствовали, этому священники, но, например, и на Крещенье, и в дни рождественских святок девушки гадали.

Сегодня в Ростовской области семь профессиональных театров. Это - Донской театр драмы и комедии им. В.Ф. Комиссаржевской (Казачий драматический театр) в Новочеркасске, Мемориальный чеховский театр в Таганроге, театр драмы и комедии «Пласт» в г. Шахты, областной театр кукол и областной музыкальный театр в Ростове. Два ростовских театра - драматический им. М. Горького и молодежный театр (бывший ТЮЗ) носят звание «академический».

С театром в той или иной степени связано творчество многих донских композиторов. Но, конечно, не только в театрах можно услышать их сочинения. Произведения Л. Клиничева, В. Ходоша, А. Кусякова, Г. Гонтаренко, В. Красноскулова, С. Приступова, Г. Толстеяко и др. входят в репертуары оркестров, хоров, камерных ансамблей, ансамблей народных инструментов.

Исполнительское искусство донских музыкантов и вокалистов многократно получало высокие оценки отечественных и зарубежных критиков.

С ростовским академическим симфоническим оркестром играли такие всемирно известные солисты, как Э. Гилельс, Л. Коган, С. Нейгауз, Д. Ойстрах, М. Рострапович, Н. Петров и др.

Славится Дон хорами. Наиболее яркие представители донского хорового искусства - "Певчие Дона" Виктора Гончарова, хоровая капелла "Анастасия" (руководитель Сергей Тараканов), таганрогский хор "Лик". Ростовский муниципальный оркестр имени Кима Назаретова внесен в справочники лучших мировых джаз-бэндов. "Визитной карточкой" Дона называют ансамбль песни и пляски донских казаков (рук. Анатолий Квасов).

В течение четверти века в Ростовской области проходят фестивали "Донская музыкальная весна".

Ростовская областная филармония и Ростовская консерватория им. СВ. Рахманинова - центры донской музыкальной жизни.

Целью музыкально-педагогической системы обучения должно стать формирование личности, разбор в культурных ориентациях, влиять на преобразование духовной действительности общества, а значит общаться при помощи музыки и слова с аудиторией самого разного уровня статуса и образованности.

На сегодняшний день в формах обучения, качестве содержания обозначился явный пробел - учитель остается внутри “музыкальной действительности” (теоретической, исполнительской, методической) без выхода на мировоззренческие, эстетические, ценностные ориентации, социальные задачи музыки в обществе. Неясность в отношении содержания и задач музыкального просветительства имеет несколько причин:

· во-первых, узко “цеховые” рамки подготовки будущих специалистов,

· во-вторых, отсутствие в общей структуре преподавания видения вышеназванных проблем,

· в-третьих, неразработанность методических разработок, рекомендаций по проведению спецкурсов, спецсеминаров социально-музыкальной направленности.

В то же время рассмотрение эстетических, музыкально-эстетических, музыкально-критических взглядов предусмотрено в ряде дисциплин: философии, культурологии, социологии, истории музыки, однако как самостоятельная область они не выделяются и стоят на втором плане, но во многом определяют “политику” музыкального образования, так и музыкального просвещения, формирования общественного сознания эпохи.

В 80-е годы ХХ века предметом оживленных дискуссий стало словосочетание "философия искусства". Сутью споров является, главным образом, соотношение философии и эстетики, соответственно, художественного и эстетического отражения, освоения действительности, с непременными экскурсами в искусствоведение, художественную критику и социологию искусства. В них наблюдаются попытки гносеологизации философии искусства, ограничения ее функций, выявление наиболее общих принципов искусствоведения. При этом четкое определение понятий философии искусства и, в частности, философии музыки необходимо для упорядочения терминологического поля наук об искусстве.

Страницы: 1 2


Особенности словообразования глаголов у дошкольников с ОНР
По словам Р.И. Лалаевой и Н.В.Серебряковой [23], дифференциация словообразовательных форм глаголов является очень трудной для дошкольников с ОНР. Это связано с тем, что глагол обладает более отвлеченной семантикой, чем существительные конкретного значения, а семантическое различие словообразовательных форм глагола является более тонким и ...

Условия и средства эстетического воспитания
Эстетическое воспитание дошкольников - организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения со всему, что нас окружает. Эстетическое воспитание дошкольников неразрывно связано с воспи ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru