По определению Громцевой А.К., самообразование школьника - это целенаправленная, систематическая, управляемая самим школьником познавательная деятельность, необходимая для совершенствования его образования. Т.е. можно сказать о том, что самообразование является сложным и многогранным процессом. К настоящему времени выделяется ряд существенных признаков самообразовательной деятельности. Мы приведем признаки, охарактеризованные Редковец И.А. в ее книге "Формирование у учащихся общественно-ценностной мотивации самообразования": 1) Для самообразовательной деятельности (по сравнению с учебной) характерен более высокий уровень активности и самостоятельности познания; 2) Самообразовательная деятельность добровольная, поэтому здесь недопустимо какое-либо принуждение. Это определяет специфику мотивации самообразования; 3) Важнейшим признаком самообразовательной деятельности является ее более избирательный характер по сравнению с учебным познанием; 4) Самообразовательная деятельность отличается целенаправленностью, систематичностью и планомерным характером. Н.А. Рубанин говорит, что "беспорядочность и бессистемность сводят ее результаты к нулю» 5) Сравнение с учебной деятельностью помогает выявить еще одну особенность самообразования. 6) Самообразовательные интересы в большей степени отражают направленность на творческое познание и соответствующие продуктивные его способы.
Кроме того, выделяя типы самообразовательной деятельности их можно охарактеризовать по тем целям, которые ставят перед самообразованием учащихся. А.К. Громцева приводит следующую классификацию:
- Политическое самообразование, обусловленное усилением внимания к современным проблемам, к формированию своего мировоззрения;
- Общее самообразование, направленное на более углубленное изучение отдельных учебных предметов, согласно склонностям, интересам, жизненным планам личности;
- Самообразовательная деятельность, направленная на ознакомление с полюбившейся профессией и подготовку себя к ней;
- Самообразование, связанное с развитием своих способностей (эстетических, физических);
- Самообразование, обусловленное любительскими занятиями,
- Самообразование, связанное с самовоспитанием, интересом к вопросам нравственности, формирования характера. Нужно отметить, что у отдельных учащихся самообразование выражает уже сформировавшуюся направленность личности у других более мозаичный характер.
Естественно, что и выделенные виды, связи с этим носят несколько условный характер, создавая у каждой личности свой индивидуальный рисунок. По мнению А.К. Громцевой, изучение процессуальной стороны самостоятельного познания в форме самообразования показало, что если оно строится как сопутствующее учению, то в этом случае учение определяет не только содержание самообразования, но и его процесс. В условиях сопутствующих самообразованию самостоятельное познание чаще всего является неполным, поскольку отдельные его звенья реализуются в процессе учебной работы. Поэтому протекает процесс познания, когда ученик приступает к самостоятельному изучению вопросов, которые не изучаются в школе. Сам процесс познания в условиях самообразования может строиться как преобразующе-воспроизводящий или как поисковый.
Организация работы социального педагога с неуспевающими детьми в условиях
образовательного учреждения
Социальный педагог– это должность, предназначенная для профессионала, компетентного специалиста, конкретного субъекта воспитательной системы. Он не похож на школьного учителя или другого работника образовательной системы. Ему приходится действовать непосредственно, в среде, окружающей личность – общаться с семьей, «трудиться» на улице, г ...
Альтернативные системы обучения письму в современной методике каллиграфии
Помимо традиционной методики обучению каллиграфии существуют и альтернативные системы, разработанные разными авторами. Каждый из них предлагает свои пути и способы формирования каллиграфических навыков. Рассмотрим систему обучения письму Веры Алексеевны Илюхиной "Письмо с секретом". Вера Алексеевна – педагог-практик с большим о ...