Понятие самообразовательной деятельности

Страница 1

По определению Громцевой А.К., самообразование школьника - это целенаправленная, систематическая, управляемая самим школьником познавательная деятельность, необходимая для совершенствования его образования. Т.е. можно сказать о том, что самообразование является сложным и многогранным процессом. К настоящему времени выделяется ряд существенных признаков самообразовательной деятельности. Мы приведем признаки, охарактеризованные Редковец И.А. в ее книге "Формирование у учащихся общественно-ценностной мотивации самообразования": 1) Для самообразовательной деятельности (по сравнению с учебной) характерен более высокий уровень активности и самостоятельности познания; 2) Самообразовательная деятельность добровольная, поэтому здесь недопустимо какое-либо принуждение. Это определяет специфику мотивации самообразования; 3) Важнейшим признаком самообразовательной деятельности является ее более избирательный характер по сравнению с учебным познанием; 4) Самообразовательная деятельность отличается целенаправленностью, систематичностью и планомерным характером. Н.А. Рубанин говорит, что "беспорядочность и бессистемность сводят ее результаты к нулю» 5) Сравнение с учебной деятельностью помогает выявить еще одну особенность самообразования. 6) Самообразовательные интересы в большей степени отражают направленность на творческое познание и соответствующие продуктивные его способы.

Кроме того, выделяя типы самообразовательной деятельности их можно охарактеризовать по тем целям, которые ставят перед самообразованием учащихся. А.К. Громцева приводит следующую классификацию:

- Политическое самообразование, обусловленное усилением внимания к современным проблемам, к формированию своего мировоззрения;

- Общее самообразование, направленное на более углубленное изучение отдельных учебных предметов, согласно склонностям, интересам, жизненным планам личности;

- Самообразовательная деятельность, направленная на ознакомление с полюбившейся профессией и подготовку себя к ней;

- Самообразование, связанное с развитием своих способностей (эстетических, физических);

- Самообразование, обусловленное любительскими занятиями,

- Самообразование, связанное с самовоспитанием, интересом к вопросам нравственности, формирования характера. Нужно отметить, что у отдельных учащихся самообразование выражает уже сформировавшуюся направленность личности у других более мозаичный характер.

Естественно, что и выделенные виды, связи с этим носят несколько условный характер, создавая у каждой личности свой индивидуальный рисунок. По мнению А.К. Громцевой, изучение процессуальной стороны самостоятельного познания в форме самообразования показало, что если оно строится как сопутствующее учению, то в этом случае учение определяет не только содержание самообразования, но и его процесс. В условиях сопутствующих самообразованию самостоятельное познание чаще всего является неполным, поскольку отдельные его звенья реализуются в процессе учебной работы. Поэтому протекает процесс познания, когда ученик приступает к самостоятельному изучению вопросов, которые не изучаются в школе. Сам процесс познания в условиях самообразования может строиться как преобразующе-воспроизводящий или как поисковый.

Страницы: 1 2


Экологическое воспитание дошкольников - составная часть нравственного воспитания
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ...

Значение устной речи для людей с нарушением слуха
Формирование у детей с нарушенным слухом устной речи – одна из наиболее важных и сложных задач их обучения и воспитания. Красной нитью проходит через всю сурдопедагогику стремление сформировать даже у полностью лишённых слуха детей словесную речь не только в более доступном им письменном виде, но и в виде устного слова. Это объясняется т ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru