Зарождение музыкального образования на Дону

Структура образования » Становление музыкального образования в ХХ веке » Зарождение музыкального образования на Дону

Страница 1

К началу ХХ в. в Российской Империи сформировалась многоуровневая система учебных заведений различных видов собственности, в которой за женскими учебными заведениями признавалось право на существование, но по сравнению с мужскими им отводилась второстепенная роль.

Процесс реформирования сферы женского образования осуществлялся медленными темпами. До 60-х годов XIX века обучение девочек носило эпизодический характер, основанный исключительно на частной инициативе. В 1856 году обучавшиеся девочки составляли всего 8,2 % учащихся начальных школ. Начавшаяся в 1864 году реформа начального образования активизировала процесс распространения грамотности, в том числе и среди девочек. В 1880 году во всех 22 770 начальных школах России обучалось 239 997 девочек, что составляло 20,7% от числа учащихся. За 40 лет с начала реформы, к 1905 году, в начальных школах всех ведомств девочки составляли всего 27% учащихся. Результатом такой политики стала гендерная асимметрия в сфере образования: грамотность женщин более чем в пять раз уступала грамотности мужчин. В целом доля неграмотных составляла среди женщин 83,4%.

Процессы становления и развития женского образования, происходившие в столицах, оказывали влияние и на провинциальные города, приобретая там определённую специфику.

Среди городов, игравших важную роль в экономике и культуре донского региона в изучаемый период, необходимо отметить следующие: Ростов-на-Дону (1749 г.) и Нахичевань-на-Дону (1779 г.), Новочеркасск (1805 г.) и Таганрог (1698 г.). Образовательное пространство каждого из городов ОВД имело как специфические черты формирования и развития, так и типичные, характерные для провинциальных городов.

В начале XIX в. начался процесс формирования системы образования, и в этот период именно Новочеркасск как столица ОВД занимал лидирующее положение. Специфика донской столицы заключалась в преобладании казачьего элемента, имевшего свой неповторимый уклад жизни, патриархальные традиции. Первые учебные заведения, как мужские, так и женские, появились именно в Новочеркасске и были ориентированы на нужды, прежде всего, казачества. Они соответствовали потребностям осуществления воинской службы и хозяйственного развития ОВД, учреждались, финансировались и управлялись войсковыми властями.

Рассматривая сферу женского образования, необходимо заметить, что одним из важных его направлений было художественное и музыкальное образование.

Музыкальное обучение получило широкое распространение среди городских жителей. “Являясь элементом воспитания, оно становится необходимым в частных пансионатах и других учебных заведениях. Интерес к музыке настолько возрос, что каждый открывающий пансион специально подчёркивал наличие в его программе музыкальных занятий”. Обучение музыке велось и частными преподавателями, которые не ставили профессиональных задач, в основном ограничиваясь разучиванием салонных пьес, романсов, ноктюрнов, танцевальных мелодий. В местной прессе довольно часто помещались объявления о приглашении учителей, знающих музыку, и наоборот - преподаватели желавшие давать уроки музыки: “Вновь прибывший из Одессы учитель музыки даёт уроки на фортепиано”; “Опытная учительница желает давать уроки музыки и немецкого языка; может и в дом поступить”.

В женских учебных заведениях музыке уделялось особое внимание, благодаря чему выпускницы могли заняться в будущем педагогической деятельностью или получить работу гувернантки. Можно выделить две цели получения музыкального образования: это украшение светского времяпрепровождения и профессиональная деятельность в виде частной преподавательской практики, концертной и музыкальной карьеры. В любом случае для девушек из высших сословий, да и купеческой среды становится не только престижным, но и обязательным умение музицировать.

Страницы: 1 2 3


Типы современного общения детей и родителей
Сколько семей, столько особенностей воспитания. Но, несмотря на все их разнообразие, можно выделить типичные модели отношений между взрослыми и детьми в семьях. 1. Семьи, уважающие детей. Детей в таких семьях любят. Родители знают, чем они интересуются, что их беспокоит, уважают их мнение, переживания, стараются тактично помочь. Это наиб ...

Характеристика детей дошкольного возраста с заиканием
Заикание – один из наиболее тяжелых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребёнка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружающими, особенно в детском коллективе. По мнению большинства учёных, заикание – это не только расстройство речевой функции. В проявлениях з ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru