Методы социальной педагогики

Страница 4

Для подростков и юношей используются диспут — метод, способствующий формированию суждений. Диспут выявляет разные точки зрения детей на этические понятия, противоречивость в оценке разных форм поведения. Поэтому необходимо учить детей аргументировать свои взгляды, уметь выслушать другого, возразить ему. Роль социального педагога при проведении диспута внешне сводится к руководству им: оперативному направлению хода диспута, обобщению и анализу высказываний детей, подведению итогов. Однако положительный исход диспута зависит от тщательной подготовки к нему социального педагога: выбор темы диспута, понятной и близкой детям, тщательный отбор вопросов, которые будут предложены для обсуждения. Таких вопросов может быть немного, но каждый из них должен предполагать разные ответы; необходимо заранее согласовать с детьми тему диспута, подобрать соответствующую литературу, с которой дети знакомятся до диспута, использовать различные средства, например, видеофильмы, картины, фотографии и др.

В конечном итоге убеждение — это разъяснение и доказательство правильности и необходимости определенного поведения. Однако их действенность определяется по тому, насколько сформированы у детей навыки и привычки нравственного поведения, какой нравственный опыт у них имеется. К. Д. Ушинский писал о том, что благодаря хорошей привычке человек воздвигает нравственное здание своей жизни все выше и выше. Если убеждение "программирует" сознание ребенка, то упражнение — формирует умения, навыки и привычки. [7]

Любое явление, действия друзей, взрослых ребёнок оценивает через призму своего опыта. Понятие "опыт нравственного поведения" шире и богаче понятия "привычки и навыки нравственного поведения", оно включает интеллектуальную, волевую, чувственную и исполнительскую сферу личности, тогда как привычки касаются только исполнительской стороны поведения ребенка. В формировании нравственных умений и привычек главную роль играет такой метод, как упражнение. Упражнения необходимы для того, чтобы в конечном итоге сформировать у детей нравственное поведение. Поведение — широкое понятие, оно состоит из более узких — поступков, а поступок выражается в действии. И действия, и поступки, и поведение оцениваются по отношению к моральным нормам, принятым в обществе. Моральные нормы формируются у детей методом убеждения; действия, поступки и поведение формируются путем упражнений.

Метод упражнения связан с формированием у детей определенных нравственных умений и привычек.

Формирование навыков и привычек включает следующие приемы работы: постановку задачи, разъяснение правил ее выполнения, возбуждение потребности и стремления выполнить эту задачу, практический показ (как это делать), организацию практической тренировки, предъявление требований, напоминание о выполнении этих требований и контроль за правильностью их выполнения. Между умением и привычкой существует определенная дистанция. Вначале мы формируем умения, затем на протяжении определенного времени систематически их закрепляем и добиваемся того, чтобы умения переросли в привычку. "Привычка, — писал К. Д. Ушинский, — укореняется повторением какого-либо действия, повторением его до тех пор, пока в действии начнет отражаться рефлективная способность нервной системы и пока в нервной системе не установится наклонность к этому действию".[7]

Если упражнения не выполняются систематически и умение не доведено до привычки, то восстановить умение более сложная задача. Психолог У. Джеймс приводит по этому поводу образное сравнение: каждое нарушение новой привычки можно сравнить с падением клубка, на который мы наматываем нитку; если он один раз упадет, то придется снова сделать множество оборотов, чтобы привести его в прежний вид.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Периодизация и формы ролевых игр на разных ее возрастных этапах
В ролевой игры наталкивает нас к одному из центральных вопросов современной детской психологии - к вопросу об историческом происхождении периодов детства и содержания психического развития в каждом из этих периодов. Обратимся к периодизации возраста, разработанной Л.С.Выготским, А.Н.Леонтьевым и Д.Б.Элькониным. В основу данной периодизац ...

Выявление уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста
Целью констатирующего этапа эксперимента стало определение уровня сформированности знаний по речевому развитию детей (5-6 лет) контрольной и экспериментальной групп. Задачи: Учитывая возрастные особенности детей подобрать диагностируемый материал; На основе подобранной методики провести диагностику сформированности знаний по речевому раз ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru