Методы социальной педагогики

Страница 1

Познакомившись с особенностями этой социальной педагогики, изучив содержание социальной педагогической деятельности, будущий социальный педагог оказывается перед проблемой: как, каким путем помочь ребенку стать личностью, каким образом предупредить отклоняющееся поведение. На эти и многие другие вопросы дают ответы методика и технологии.

Вначале рассмотрим суть понятий "методика" и "технология". Методика в самом общем виде представляет собой совокупность методов, приемов и средств целесообразного проведения какой-либо работы.

Как высказывался Л. С. Выготский: "Проблема метода есть начало и основа, альфа и омега всей истории культурного развития ребенка . опереться по-настоящему на метод, понять его отношение к другим методам, установить его сильные и слабые стороны, понять его принципиальное обоснование и выработать к нему верное отношение — значит, в известной мере, выработать правильный и научный подход ко всему дальнейшему изложению важнейших проблем .". [7] Поэтому необходимо разобраться с сущностью метода, показать их разнообразие, уметь отличать "метод", "прием" и "средства" работы, а также видеть их взаимосвязь и взаимообусловленность.

Сущность методов социально-педагогической деятельности.

Согласно философскому определению, метод — это способы практического или теоретического освоения действительности, исходящие из сущности и закономерностей изучаемого объекта. Социальная педагогика является отраслью педагогики, поэтому при определении методов социально-педагогической деятельности мы будем опираться на традиционные методы обучения и воспитания, используемые в педагогике; с другой стороны, будем учитывать специфику социального воспитания и социального обучения и взаимосвязь социальной педагогики и социальной работы.

Также необходимо помнить, что в нашем поле зрения находится ребенок и окружающая его социальная среда, а социальный педагог помогает решению проблем ребенка в процессе его социализации. Социальный педагог может работать непосредственно с ребенком или же опосредованно — через семью, друзей, детский коллектив — воздействуя на ребенка. Он может решать какие-то частные, кратковременные задачи, а может работать с ребенком в течение длительного времени. С помощью методов социальный педагог может оказывать целенаправленное воздействие на сознание, поведение, чувства ребенка, а также воздействовать и на окружающую его социальную среду.

Методы — это способы взаимосвязанной деятельности социального педагога и ребенка, которые способствуют накоплению позитивного социального опыта, содействующего социализации или реабилитации ребенка. Следует отметить, что поскольку социальная педагогика — молодая отрасль педагогической науки и социально-педагогическая деятельность совсем недавно оформилась как самостоятельная разновидность профессиональной деятельности, говорить о системе методов социальной педагогики еще рано. Они находятся в стадии становления. Поэтому пока социальный педагог в своей практической работе широко применяет методы, используемые в педагогике, психологии и социальной работе.

Кроме метода в социально-педагогической деятельности, как и в педагогике, широко используются понятия "прием" и "средство". Прием понимается как частное выражение метода, его конкретизация, носит по отношению к методу частный, подчиненный характер. Соотношение между методом и приемом можно рассматривать как взаимодействие родового (метод) и видового (прием) понятий. Фактически каждый метод реализуется через совокупность отдельных приемов, которые накапливаются практикой, обобщаются теорией и рекомендуются к их использованию всеми специалистами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Рекомендации для воспитателей
Для того чтобы узнать взаимоотношения в группе, целесообразно провести социометрию, широко распространенную в наше время. Прежде чем признать лидера группы, нужно выяснить, а по каким качествам его выбрали, какой был мотив выбора. Ведь может быть лидер совсем нежелательный. Его могут выбрать не по тем качествам, которые ценятся в человек ...

Рекомендации родителям по формированию интеллектуальной готовности ребенка к школе
Перед поступлением в школу ребенок должен обладать следующими навыками: ü Умением самостоятельно обслужить себя; ü Обладать навыком общения с другими детьми и с взрослыми; ü Уметь подчиняться правилам и требованиям; ü Быть способным сосредотачиваться на одном занятии не менее 20 минут. У детей, посещавших ДОУ, адаптац ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru