Расширение речевой компетенции на базе различных видов чтения

Страница 5

3. осмысление извлеченной информации

Решение данных задач осуществляется на предтекстовом, текстовом и послетекстовом этапах работы с учебным текстом.

Данная классификация видов чтения и четкое определение задач каждого из них необходимы для успешного овладения учащимися навыков чтения. Зрелое умение читать, по мнению ряда методистов, предполагает как владение всеми видами чтения, так и легкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста.

Каждый из упомянутых видов чтения в силу своей необходимости для обеспечения возможности практически пользоваться иностранным языком должен быть объектом специального, целенаправленного обучения.

Однако только наметить вид чтения еще недостаточно. Если нужно добиться того, чтобы учащийся в будущем пользовался бы теми или иными умениями и навыками, то нужно довести их до такого уровня совершенства, который позволял бы осуществлять их практическое применение. В этой связи необходимо для каждого из видов чтения определить минимальный уровень, при котором языковые и технические трудности чтения не препятствуют получению полной и точной информации. По мнению С.К. Фоломкиной, определение минимального уровня для каждого вида чтения должно идти по двум направлениям, которые тесно связаны друг с другом. Это определение объема языкового материала и определение минимальной скорости оперирования этим материалом. Известно, что для развития. изучающего чтения достаточно владеть 2500 лексическими единицами; кроме того, отбираемые словари-минимумы в основном направлены на обеспечение развития именно этого вида чтения. [16; 94] Указанные виды чтения различаются:

- по результатам, т.е. степени (объему и глубине) понимания прочитанного материала;

- по характеру процесса чтения (психологическим особенностям);

- по скорости чтения.

Например, ознакомительное чтение предполагает понимание не менее 70% содержащихся в тексте фактов (основную информацию нужно понять точно, второстепенную - без искажения смысла). По своему характеру ознакомительное чтение - это «сплошное» чтение.

Просмотровое чтение отличается от ознакомительного по характеру процесса. При этом виде достаточно прочитать заголовки и подзаголовки, отдельные абзацы или смысловые куски. Просмотровое чтение можно определить как выборочное чтение. Скорость его протекания должна быть гораздо выше скорости ознакомительного чтения.

Изучающее чтение предполагает полное, адекватное понимание всей информации текста (100% фактов).

Выполняя большую коммуникативную нагрузку, указанные виды чтения способствуют непосредственно достижению главной цели обучения -практическому владению языком.

Чтение про себя преследует, как правило, познавательную цель.

Поэтому чтение про себя должно осуществляться на большом количестве текстов, носить информационный характер. Информационное чтение должно заменить собой тренировочное чтение. Но любое чтение про себя в рамках учебного чтения есть в какой-то мере тренировочное чтение, поскольку оно способствует развитию соответствующих навыков. А учащиеся воспринимают его соответственно тем задачам, которые ставятся перед ними в процессе чтения.

Чтение текстов из учебника может превратиться в очень скучную задачу, если читать многократно один текст; поэтому нужно следить за тем, чтобы текст, по возможности, читался недолго, сопровождался разными заданиями, например, найти главную идею текста, выделить определенное языковое явление, провести анализ образа героя и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Элементы эвристической деятельности при решении задач
Редукция (лат. — приводить обратно, возвращать) — сведение исходной задачи к вспомогательной или их системе, решение которых более доступно и позволяет возвратиться к успешному и осознанному поиску решения исходной задачи. Редукция представляет один из видов эвристических стратегий. Для описания принципиальных процессов организации вспом ...

Понятие, принципы, история социальной педагогики
Термин "педагогика" произошел от двух греческих слов: pais, paidos — дитя, ребенок, ago — веду, что означает "ведущий дитя", или "детоводитель". По преданию, в Древней Греции рабовладельцы специально назначали раба, который водил их детей в школу. Его и называли paidagog. Впоследствии педагогами стали называ ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru