Расширение речевой компетенции на базе различных видов чтения

Страница 10

3. Возможность более эффективного осуществления индивидуального подхода к учащимся

В зависимости от уровня индивидуальной подготовки в одном и том же классе школьникам предлагается для различной степени трудности - от адаптированных книжек для чтения и хрестоматий, выпущенных российскими издательствами до оригинальных текстов (в том числе изданных в Великобритании или в США), детских периодических изданий и т.п. Значительным разнообразием отличается и тематика книг, используемых для индивидуального чтения (детективные рассказы, триллеры, реалистическая проза, публицистика т.п.) в соответствии с интересами, склонностями и дальнейшими жизненными планами учащихся. [24; 5].

Школьная программа по иностранному языку декларирует две цели: обучение чтению и устной речи.

Исследования А.Н. Соколова, И.А. Зимней и другие, базирующиеся на учении И.П. Павлова, и многочисленные последующие работы психологов и методистов показали, что чтение - понимание текста (так как умение читать иностранный текст фактически означает наличие двух навыков: техники чтения и понимания прочитанного) находится в прямой зависимости от сформированности речедвигательных «следов» основной массы составляющего текст языкового и отчасти речевого материала.

Устная речь, следовательно, является важнейшим средством обучения чтению, а это означает, что основной языковой материал текста должен входить также в актив учащихся, отрабатываться в говорении. Даже в случае исключения устной речи из целей обучения, ей необходимо уделять значительное внимание как неотъемлемому средству обучения чтению. В школе ученик должен получить прочные основы, на которых впоследствии может строиться обучение чтению в вузе, а условием такой основы, прежде всего, является устная речь, точнее отработка большинства языковых знаков текстов в говорении. Но возникла мысль о преобладании чтения над устной речью на уроках средней ступени от того, что чтению и письму на младшей и средней ступенях обучения не уделяется должного внимания. Поэтому в средних классах стараются «наверстать» упущенное, вследствие чего возникает порочный круг (то есть когда, пренебрегая устной речью, ослабляются позиции чтения, вследствие чего надо больше читать на уроке; а чем больше читают на уроках, тем меньше времени остается для устной речи и, следовательно, менее прочным окажется речедвигательная база чтения и тем менее успешным окажется обучение чтению).

Таким образом, чтение и письмо является такими же неотъемлемыми средствами обучения устной речью, как устная речь представляет собой важнейшее средство обучения чтению. В этом и реализуется принцип комплексности в обучении иностранным языкам, утвержденному многими методистами (М.В. Ляховицким, Е.И. Пассовым и другими), которые считают также, что письмо и чтение являются неотъемлемыми инструментариями обучения устной речи, то есть текст только в том случае может оказаться базой для устной речи, если его прочтение и понимание не вызывают трудностей. [26; 140].

Выше сказанное свидетельствует об исключительной важности принципа комплексности обучения, реализуемого в перманентном использовании чтения и письма как средство обучения устной речи, как средства обучения чтению и письму, так как ни один из школьных предметов не изучается в столь неадекватных его природе условиях как иностранный язык, и поэтому условия обучения становятся фактором, определяющим содержания, организацию и методику его преподавания в школе.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11


Анализ и диагностика трудовых умений и навыков детей старшего дошкольного возраста
В ходе наблюдения за организацией и содержанием труда детей в старшей группе даны ответы по следующим вопросам: 1) Какая трудовая деятельность имела место в группах (старшей, подготовительной). Дежурства: а) по столовой (накрывают столы, разносят вторые и третьи блюда, собирают посуду со стола после еды); б) по подготовке к занятиям (раз ...

Основные элементы каллиграфически правильного письма по традиционной методике Е. Н. Соколовой
Проблема обучения каллиграфии во все времена была актуальна. Поэтому стали разрабатываться различные методики, позволяющие сделать процесс обучения каллиграфии наиболее эффективным. Каждый автор предлагает свой наиболее точный подход к данной проблеме. Рассмотрим традиционную систему обучения каллиграфии, разработанную Е. Н. Соколовой. С ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru