Расширение речевой компетенции на базе различных видов чтения

Страница 7

Из них первый вариант частично подготовленного чтения, так же как и подготовленное чтение, предполагает не только предварительную работу над языковой формой, но и над содержанием текста.

Второй и третий подварианты частично подготовленного чтения отличаются неподготовленностью содержания.

Своеобразие четвертого варианта заключается в том, что содержание и техника чтения подготовлены, а форма не подготовлена. Следовательно, подготовленность техники чтения может быть и без подготовленности языковых особенностей текста. Эта подготовленность носит чисто имитативный характер.

Пятый подвариант характеризуется тем, что ученик знакомится только с содержанием

текста, никакой

предварительной, предвосхищающей чтение текста, работы над формой и техникой

чтения не проводится. Этот вариант возможен только при подготовке к первичному чтению текста со снятыми трудностями.

Шестой подвариант, в основном, имеет место при подготовке чтения вслух. Отрабатываются отдельные элементы чтения без предварительной работы над языковой формой и содержанием текста. Так же как и в пятом случае, отработка техники чтения носит имитативный характер.

Аналитическое и синтетическое чтение различают по особенностям перцептивной деятельности учащихся в процессе данной речевой деятельности. Эта деятельность может носить детализирующий или целостный характер. Детализирующе (или аналитически) и целостно (или синтетически) человек может воспринимать и языковую форму, и содержание текста.

Очень распространенной является точка зрения раскрытия смыслового содержания читаемого при помощи анализа и перевода. Аналитическое чтение характеризуется, по мнению автора, четырьмя стадиями, а именно:

a. осознанием основной мысли прочитанного и выражением ее путем перевода или пересказа текста на родном языке учащихся;

b. членением текста на смысловые единицы и понимаем его деталей, исходящего из первичного понимания смысла прочитанного;

c. адекватным пониманием текста и возможностью его литературного перевода;

d. беспереводным пониманием читаемого.

Рассматривая аналитическое и синтетическое чтение, следует помнить, что различие между этими двумя видами чтения носит психологический характер и идет именно по линии восприятия текста. Причем мы гораздо чаще имеем дело с синтетическим чтением, нежели с аналитическим. Процесс чтения, как и процесс речи, проходит три фазы восприятия: первичный синтез, анализ и вторичный синтез.

В первый момент восприятия у учащихся под влиянием объективных раздражителей, в данном случае графических знаков текста, возникают зрительные, двигательные и слуховые ощущения. Одновременно учащийся пытается синтезировать эти ощущения, исходя из круга своих мыслей, из отношения к тому, что написано, опирается на знание им языковых единиц.

Аналитическое и синтетическое чтение связаны между собой как единый процесс, в котором одно подготавливает другое. Раньше считалось, что аналитическое чтение готовит синтетическое. Привязанность аналитического чтения к начальному этапу обучения, а синтетического - к среднему этапу, по утверждению Клычниковой, неверна. Так как, если исходить из психологической природы восприятия при чтении, то синтетическое чтение может вполне иметь место и на начальном этапе обучения. В то же время аналитическое чтение не есть достояние только начального этапа - оно вполне применимо и на этапе обучения.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Психологический аспект трудового воспитания школьников
Как и в любом другом деле, в процессе воспитания есть еще неиспользованные резервы. Над их вскрытием работают педагогические коллективы, социологи. Особая роль в этом отношении принадлежит психологической науке. В психологических знаниях в обобщенном виде отражены уже познанные психологические закономерности обучения и воспитания, формир ...

Прогнозирование развития системы образования
Управление образованием как динамической системой требует прогнозной информации о перспективах ее развития для принятия необходимых управляющих решений. От качества прогнозных оценок, их эффективного использования в процессе управления системой образования зависит качество человеческого капитала и эффективность функционирования экономики ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru