Состояние речевого дыхания у детей дошкольного возраста с заиканием в сравнении с детьми с нормальным речевым развитием

Структура образования » Речевое дыхание и его проявление у детей дошкольного возраста с заиканием » Состояние речевого дыхания у детей дошкольного возраста с заиканием в сравнении с детьми с нормальным речевым развитием

Страница 2

Полученные данные протоколировали. Результаты отражены в приложении (приложение А, таблица А.1). При исследовании мы также наблюдали за речью детей: учитывали тембр голоса, темповую и динамическою организацию речи, наличие смазанности и назализованного оттенка речи.

А.И. Максаков предлагает следующую схему оценивания преобладающего типа дыхания [43]:

4 балла – дыхание диафрагмальное или смешанное, длина речевого выдоха более 8 секунд, нарушений тембра голоса, темповой и динамической организации речи не выявлено;

3 балла – дыхание смешанное (грудобрюшное или диафрагмальное), длина речевого выдоха от 6 до 8 секунд, могут отмечаться нарушения темповой организации речи (быстрая или замедленная речь), тембра голоса;

2 балла – дыхание грудное, длина речевого выдоха от 4 до 6 секунд, включает черты ключичного (при вдохе поднимаются ключицы, плечи, а грудь немного расширяется), могут отмечаться нарушения голоса (грубый, хриплый, «петушиный» дискант и другие дефекты), темповой организации речи;

1 балл – дыхание грудное (ключичное), длина речевого выдоха до 4 секунд, при вдохе поднимаются ключицы и плечи, отмечаются нарушения голоса, темповой и динамической организации речи, смазанность или назализованный оттенок речи.

Исследование речевого дыхания практически показало, что у детей дошкольного возраста с заиканием внеречевой выдох меньше, чем у детей с другими речевыми нарушениями и с нормальным речевым развитием, что отражено на рисунке 1.

Рисунок 1 – Показатели внеречевого выдоха у детей дошкольного возраста

Из таблицы 2 видно, что звук «а» дети произносили в среднем в течение 4,5 секунд, дети с другими речевыми нарушениями – 4,7 секунды, дети без речевой патологии – 6,2 секунды; звук «у» – 4,8 секунды (дети с заиканием), 5,6 секунды (дети с другими речевыми нарушениями), 7,2 секунды (дети с нормальным речевым развитием); звук «и» – 6,2 секунды (дети с заиканием), 6,8 секунды (дети с другими речевыми нарушениями), 8,2 секунды (дети с нормальным речевым развитием). Проверка количества слов (слогов), которые дети могли произносить на одном выдохе без дополнительного добора воздуха, показала что, при чтении стихотворения потребовалось в среднем детям с заиканием 4,8 вдоха, детям с другими нарушениями речи – 4,2 вдоха, детям с нормальным речевым развитием – 3,6 вдоха.

Мы отметили, что при длительном произнесении звуков у некоторых детей с заиканием дрожал голос, чувствовалась прерывистость в произнесении, что свидетельствовало: дети по возможности пытались использовать почти весь воздух, находящийся в легких.

Таблица 2 – Результаты I этапа эмпирического исследования по изучению речевого дыхания у детей дошкольного возраста

Исследуемые

Исследование

вне-речевого выдоха, сек.  

Исследование речевого выдоха, сек.

Методика

исследования

количества вдохов

звук

«А»

звук

«У»

звук «И»

средний показатель

оценка, балл

чисто-говорка

стих

Дети с

заиканием

2,7

4,5

4,8

6,2

5,2

2

2

4,8

Дети с другими

нарушениями речи

3,1

4,7

5,6

6,8

5,7

2

1,6

4,2

Дети с нормальным речевым

развитием

5,1

6,2

7,2

8,2

7,2

3

1,2

3,6

Страницы: 1 2 3


Практические рекомендации по организации логопедической работы по развитию речевого дыхания у детей дошкольного возраста с заиканием
Принимая во внимание выявленные особенности речевого дыхания у детей дошкольного возраста с заиканием, нами был разработан ряд рекомендаций, направленных на развитие речевого дыхания у исследуемой категории детей и реализацию следующих задач: расширять физиологические возможности дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-реберного ...

Характеристика деятельности детей с проблемами в развитии
Согласно современным представлениям, любая психическая деятельность имеет строго определенную структуру: она начинается с фазы мотивов, намерений, замыслов, которые затем превращаются в определенную программу деятельности, включающую «образ результата» и представления о способах реализации этой программы, а затем реализуются с помощью оп ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru