Состояние речевого дыхания у детей дошкольного возраста с заиканием в сравнении с детьми с нормальным речевым развитием

Структура образования » Речевое дыхание и его проявление у детей дошкольного возраста с заиканием » Состояние речевого дыхания у детей дошкольного возраста с заиканием в сравнении с детьми с нормальным речевым развитием

Страница 3

Перед чтением стихотворения сделали вдох 11 детей, четверо (двое с другими речевыми нарушениями и двое с нормой) начали чтение на остаточном выдохе. Двое дошкольников с заиканием, двое с другой патологией речи и трое с нормальным речевым развитием добор воздуха в основном осуществляли после каждой прочитанной строки, т. е. выдоха им вполне хватало для произнесения 3–4 и более слов. А некоторым детям с различными речевыми нарушениями воздуха не хватало, и они делали дополнительный вдох в середине третьей или четвертой строки.

Для проговаривания чистоговорки потребовалось в среднем детям с заиканием 2 вдоха, детям с другими нарушениями речи – 1,6 вдоха, детям с нормальным речевым развитием – 1,2 вдоха. При этом у детей, которые сделали два вдоха (первый – вначале, второй – после слов «у елки»), в конце фразы еще был запас воздуха для дальнейшей речи. Дошкольники, которым на одном выдохе произнесли чистоговорку, могли достаточно глубоко вдохнуть перед чтением, при этом рационально расходовали выход воздуха из легких. Один ребенок с заиканием начинал произносить фразу на остаточном выдохе (т. е. вдоха перед началом говорения, не делал), но добирал воздух после слов «у елки», «иголки». Часто доборы воздуха были из-за нечеткости произнесения слов, слышался назальный оттенок речи.

Сопоставление результатов выполнения заданий детьми различных категорий показано на рисунке 2 и в приложении (приложение А, таблица А.1). У 80 % детей с заиканием и у 40 % детей с другими речевыми нарушениями, набравших по 2 балла, имеющих продолжительность речевого выдоха от 4 до 6 секунд, преобладает грудной тип дыхания с чертами ключичного (плечи и ключицы при вдохе поднимались, а грудь немного расширялась). Отмечаются нарушения голоса (непостоянен по силе, продолжительности, прерывистый, дрожащий), темповой и динамической организации речи, а также наблюдался смазанный оттенок речи. У 20 % детей с заиканием, у 60 % детей с другими нарушениями речи и у 80 % детей с нормальным речевым развитием, набравших 3 балла, преобладает смешанный тип дыхания (грудобрюшное или диафрагмальное), длина речевого выдоха от 6 до 8 секунд.

Рисунок 2 – Распределение по типам дыхания детей дошкольного возраста

Однако у детей с различными видами речевой патологии отмечались нарушения голоса (хриплый, грубый, монотонный, реже назализованный, неустойчивый по высоте и тембру), темповой организации речи (быстрая или замедленная речь). Среди детей с нормальным речевым развитием 20 % набрали 4 балла, что говорит о наличии диафрагмального или смешанного типа дыхания с длиной речевого выдоха более 8 секунд. У всех детей данной группы редко отмечались нарушения темповой организации речи. Тембр голоса, динамическая организация речи не нарушены.

Таким образом, проведенное нами эмпирическое исследование на первом этапе позволило объективно оценить функциональные возможности дыхательной системы у дошкольников с заиканием. В результате исследования мы убедились, что внеречевой выдох, как правило, у детей дошкольного возраста с заиканием короче выдоха, совершаемого в процессе произнесения гласных звуков. В процессе фонации расходуется воздух более рационально, нежели при свободном выдохе: звук «а» воспроизводится несколько короче звуков «у», «и». Выдох, внеречевой и при фонации звуков, увеличивается, если детям дают установку («Сделай глубокий вдох и подуй как можно дольше», «Произнеси как можно дольше»). Дошкольники с заиканием воспроизводят меньше слов на одном выдохе, чем дети с другими речевыми нарушениями и без них. Не всегда перед началом говорения делают вдох, нередко начинают свою речь с остаточного выдоха. Так как обследовались дети разного возраста (4,5–6,5 лет), то можно сделать вывод, что с возрастом у детей выдох, как внеречевой, так и речевой, становится более продолжительным и, чем старше дети, тем больше слов они способны воспроизводить на одном выдохе.

Страницы: 1 2 3 


Ошибки в руководстве детской игрой
Следует особо остановиться на ошибках педагогов в руководстве игровой деятельностью. 1. Нередко можно наблюдать, как педагог, увлекшись инициативой, начинает навязывать детям свой сюжет игры, полностью игнорируя инициативу детей. Или начинает бестактно вмешиваться в игру, донимая детей подсказками, не давая им самим сориентироваться в об ...

Педагогическая теория М. Монтессори
Итальянский врач-психиатр и педагог Мария Монтессори (1870-1952) разработала метод, первоначально названный «физиологическим»: от деятельности мускульной системы идти к развитию различных органов внешних чувств, а затем к культуре высших психических функций. В 1907 г., строительный кооператив рабочих в Риме организовал детский сад для де ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru